Кто бы мог подумать, насколько пророческими окажутся слова самого известного управдома советских времен Варвары Сергеевны Плющ из «Бриллиантовой руки» в исполнении Нонны Мордюковой. После смены эпохи и политического строя необходимость в управдоме назрела снова. Побольше бы нам сегодня таких варвар сергеевн…

Кто бы мог подумать, насколько пророческими окажутся слова самого известного управдома советских времен Варвары Сергеевны Плющ из «Бриллиантовой руки» в исполнении Нонны Мордюковой. После смены эпохи и политического строя необходимость в управдоме назрела снова. Побольше бы нам сегодня таких варвар сергеевн…

 

Жизнь сейчас постоянно преподносит жильцам многоквартирных домов неприятные сюрпризы. Главной бедой, пожалуй, стало то, что власть снова превратила нас в жильцов коммунальных квартир. Теперь не удастся отсидеться за железной дверью своей квартиры. Десять лет минуло с тех пор, как заработал новый Жилищный кодекс, который четко определил: вы, собственники, в ответе за общее имущество многоквартирного дома.

Но если раньше люди жили, можно сказать, одной общиной, сейчас не то чтобы вместе отмечать праздники, просто поддерживать добрососедские отношения многие не намерены. И вопросы по своему дому сообща решать не желают.

 

УК, ОДПУ, ОДН

 

Вспомните, как все начиналось, как наши домоуправления и ЖЭКи стали именоваться управляющими компаниями, как мы их выбирали и подписывали договоры на обслуживание. Но хорошее, в общем-то, начинание утонуло в равнодушии жильцов. Если первые год-два энтузиасты пытались разобраться, из чего состоит жилищный тариф на управление, содержание и текущий ремонт дома, проверить расходование средств, то потом это дело забросили. Сейчас найдутся единицы, которые более-менее отслеживают работу своей управляющей компании. А бесконтрольность порождает сами знаете что. Фактически все отчеты о проделанной работе, которые управляющие компании вывешивают на информационные стенды в подъездах, не отражают истинного положения дел.

Следующим испытанием стал закон об энергосбережении, принятый в ноябре 2009 г. Поскольку разработчики дважды продляли срок на его добровольное исполнение, большинство людей предпочло не действовать, а выжидать. И дождались принудительной установки общедомовых приборов учета и другой «беды» под названием ОДН.

С одной стороны, установка приборов учета – дело хорошее, поскольку оплачивается фактическое потребление коммунальных услуг, а не по нормативу, который не привязан к реальному расходу в МКД. Кроме того, счетчик – это стимул к экономии, а значит, к снижению размера платы за коммунальные услуги. Наверняка многие помнят, как после установки счетчиков на воду быстро крутящееся крайнее колесико магически действовало на сознание. Кроме того, сам по себе счетчик не даст моментального эффекта. Собственники квартир опять-таки совместно с управляющей компанией должны разработать и реализовать весь комплекс мер, к примеру, по энергосбережению: и здание утеплить, и сделать закрывающимися двери, окна, и изолировать внутренние коммуникации, и проводить гибкую регулировку теплоподачи в зависимости от погодных условий. И еще – по-честному расходовать коммунальные ресурсы. Но с совестью у соседей нынче проблемы. Люди имеют второе жилье с так называемой «нулевой регистрацией», не спешат устанавливать «водяные» счетчики и сдают это жилье в аренду. В итоге в квартире живет семья, льет без меры холодную и горячую воду – не свое же, не жалко, а платят за них другие. Потому что этот объем воды общедомовой прибор учета фиксирует, и он попадает в ОДН, то есть раскидывается на законопослушных соседей. Они в квартире воду экономят, платят немного, а по строке ОДН им выставляются запредельные суммы. И никакой экономии люди не видят, поэтому и злятся.

Видя такую разобщенность своих «подопечных», управляющие компании тоже живут на своей волне. Устраняют недостатки только после того, как попадут в поле зрения надзорных органов. Так, в апреле текущего года после прокурорской проверки за неудовлетворительную работу была наказана ЖЭУК, обслуживающая дом № 5 по пер. Первомайскому в Йошкар-Оле. В подвале дома в неудовлетворительном состоянии находилась система отопления, тепловая изоляция на трубопроводах не отвечала нормативным требованиям, козырек одного из подъездов был частично разрушен, и еще куча других мелочей. Устранить это вполне под силу управляющей компании, не дожидаясь штрафа. Ан нет.

Не требовало глобальных работ и заоблачных трат устранение нарушений, выявленных в работе домоуправления, обслуживающего дома на ул. Петрова. В одном доме протекали вентили холодного водоснабжения, не везде были лампочки освещения в подъездах и двойное остекление окон лестничных площадок, в другом доме в двух лифтах отсутствовала индикация кнопок вызова, в машинном помещении лифтов и перед его входом были оголенные провода, не были заземлены лебедки лифтов. Результат – два штрафа.

 

СОВЕТ ВАШЕМУ ДОМУ

 

Понимая всю важность общественного контроля над расходованием средств, власть попыталась помочь людям и предложила создавать советы в многоквартирных домах, наделив их, в общем-то, серьезными полномочиями. Фактически это и есть тот самый управдом, который будет общаться с управляющими компаниями. Обычно такими делами в доме занимаются те, кто вышел на пенсию. У них уже есть опыт тяжб с чиновниками, да и времени много. Однако часто не хватает напористости и сил. Управлять хозяйством большого дома – достойный статус и тяжелый труд. Это в цехе начальник командует рабочими, а управдом должен договариваться с собственниками, что дано не каждому. Но наш народ просто не может жить в коллективе, общие собрания организовать сложно, и в результате все и заканчивается ничем. Есть, конечно, надежда на лучшее будущее. Сегодня наши ТОСы отчасти пытаются стать управдомами. Однако не у каждого из председателей хватит знаний, чтобы разобраться в квитанциях и выполнить финансовые расчеты того, насколько целесообразно используются средства, уплачиваемые жильцами. На должность управдома необходим человек, способный грамотно вникнуть в каждый вопрос ЖКХ, чтобы отстаивать права жильцов. А поскольку из-за пассивности многим просто лень участвовать в общих собраниях, то управляющие компании распоряжаются их деньгами как хотят. В результате все ограничивается взаимными упреками. Жильцы обвиняют управляющие компании в бездействии, те, в свою очередь, жалуются на отсутствие денег из-за огромных долгов, а дома, не получая должного ухода, ветшают и ветшают. Только Варваре Сергеевне под силу разорвать этот порочный круг…

 

 

 

На свет божий

 

С 1 января 2017 г. в стране заработает в полной мере государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Для чего ее создают?

 

Цель создания этой системы – сделать сферу ЖКХ открытой, чтобы люди могли увидеть, сколько они платят за квартиру и почему, сколько собрано средств на капремонт и как они расходуются, какие договоры по услугам ЖКХ заключены по их дому и как они выполняются. А еще предполагается, что через эту систему можно будет передать в электронной форме показания счетчиков, оплатить ЖКУ, направить официальное обращение в органы власти или свою управляющую организацию. Кроме того, любой человек сможет увидеть отражение фактов своих платежей в своем личном кабинете в ГИС ЖКХ вне зависимости от того, через какой банк он оплачивал эти услуги. Словом, мечта любого собственника в многоквартирном доме.

На официальном сайте можно будет увидеть внедрение ГИС ЖКХ в каждом регионе по управляющим компаниям, ТСЖ, ресурсоснабжающим организациям, по каждому дому, по установленным приборам учета и лицевым счетам. До окончания этих работ осталось не так уж много времени. И сейчас видно, как регионы входят в эту систему. Так, Марий Эл по размещению информации по многоквартирным домам находится на 34 месте среди всех регионов, а вот по информации по ресурсоснабжающим и управляющим организациям – на 59-м.

2,5 года шло становление системы, заработала она с 1 июля текущего года. Но разработчики добавили еще полгода, чтобы дать возможность подтянуться самым отстающим регионам. А с 1 января 2017 г. наступит административная ответственность за неразмещение информации.

Официальный сайт ГИС ЖКХ – dom.gosuslugi.ru. Чтобы зайти в свой личный кабинет, надо зарегистрироваться на портале госуслуг.

 

Валентина НАЗАРОВА

от admin