ИЗ ЖИЗНИ ГОРОДА И РЕСПУБЛИКИ Новости

Усатый, рогатый, но родной: сегодня, 13 апреля, троллейбусы празднуют день рождения

Сегодня, 13 апреля, необычный день – день рождения троллейбуса. «Усатой» машине, которую, кстати, первыми придумали англичане, 138 лет. Йошкар-олинский троллейбус в этом плане совсем еще юнец – в прошлом году ему исполнилось всего 50 лет.

Троллейбус любят многие горожане, он удобен, просторен, экологичен. Каждый день по улицам города курсируют около 90 машин, маршруты  охватывают все районы марийской столицы. На предприятии «Троллейбусный транспорт» сегодня работает боле 700 человек. Как отмечают кондукторы, «усатым» транспортом пользуются, как и в прошлые годы, все йошкаролинцы – от детсадовцев до пенсионеров, только вот пассажиров стало меньше.

«Рукавичка»

Было время, когда по Йошкар-Оле курсировали троллейбусы, разрисованные персонажами из сказок: «Рукавичка», «Сказка», «Репка». Эти машины были  яркие, всегда на виду, привлекали внимание и взрослых, и детей. И, надо сказать, что дети очень любили троллейбусы со сказками, предпочитали ездить только на них.

Мой 164-й троллейбус тоже был одно время детским, то есть приоритет отдавался посадке пассажиров с детьми, — вспоминает водитель почти с 40-летним стажем Константин Степанов. — Моя машина называлась «Рукавичка». Один раз приезжаю на остановку «Рынок», женщина, глубоко вздохнув, говорит: «Слава Богу, приехал!» Спрашиваю, что такое? А в ответ: «Внук уперся, говорит, что пока не приедет «Рукавичка», не поедет домой!». Помню, впереди троллейбуса был нарисован заяц с длинными ушами. Он напоминал почему-то осла, а рядом размещался комсомольский значок. И как-то парторг подходит и говорит, что с чем-то придется расстаться, не смотрятся они вместе. Пришлось убрать значок. Хотя тогда модно было устраивать соревнования между троллейбусными экипажами, и значок был нашей эмблемой. Тогда мы часто соревновались с «двойкой»…

Постоянный

Так шутит Константин Степанов всегда, когда его спрашивают о том, как ему удается так долго работать на одном месте. А он лишь улыбается и говорит, что Константин в переводе с римского означает «постоянный».

Степанов пришел работать в троллейбусный парк сразу после армии, сначала учеником, а спустя месяцы обучения оформился в отделе кадров водителем. Как пришел в январе 82-го года, так и остался на предприятии, ни разу не поменяв профессию и место работы. В то время, по словам водителя, платили прилично, можно было заработать 500-600 рублей в месяц.

Первый троллейбус был 120-й, работал на пятом маршруте, — продолжает Константин Степанов. — Работал с Николаем Стариковым, ныне покойным.  Потом получил 164-й, сейчас вожу башкирский троллейбус 285-й. Желание есть еще новый какой-нибудь получить троллейбус и поездить на нем.

Как отмечает водитель, если положительно относиться к своей профессии, то всегда можно найти много интересного, а чего-чего — этого у Константина достаточно: вставать приходится рано, когда город еще спит или только-только начинает просыпаться. Поэтому, поездив по городским улицам, пришлось многое повидать, да и случаев из практики достаточно.

Бумажник

как-то обнаружил Константин Степанов на конечной остановке после очередного маршрутного круга. Бумажник кожаный, толстый, и, как оказалось, с приличной суммой денег.

— Это было уже под вечер, — рассказывает водитель. — Открываю его, а там 680 рублей. Нашел в нем еще какие-то квитанции. Повезло. На одной из них был написан  адрес. Вечером  после смены отправился на улицу Подольских Курсантов. Дом не помню, раньше там мебельный магазин был. Поднимаюсь на нужный этаж, звоню в дверь, открывает женщина и говорит: «Вы деньги принесли?».

Как дальше выяснилось из разговора, семья в деревне выкормила поросенка и сдала тушу на мясокомбинат. Родственники доверили получить деньги за вырученное мясо дедушке, поскольку его вклад в выращивании свинюшки был самый большой. И вот он, довольный, сел в троллейбус, а бумажник выпал…

Когда начали искать потерю, то пенсионер утверждал, что добирался до дома на автобусе- «пятерке», — улыбаясь, говорит Константин. — Тогда весь автобусный парк подняли, но денег не нашли. Женщина, конечно, была очень рада, что пропажа нашлась. В  этот день к ним сын из Москвы приехал, был собран богатый стол с фруктами.  И вот в знак благодарности хозяйка со стола отдает апельсины, бананы. В те времена такие фрукты были в дефиците. Было приятно безвозмездно отдать и получить вознаграждение.

Портрет

А вот однажды в троллейбусе к нему подошел скульптор Анатолий  Медведев и попросил его попозировать у себя в мастерской. Даже обещал деньги.  Но Степанову был интересен сам процесс, и поэтому он с удовольствием согласился посещать его мастерскую.

Интересно было наблюдать, как из куска глины что-то может получиться дельное, красивое, — завершает разговор Константин Степанов. — Пока он меня лепил, не удержался и все же спросил, чем же я ему приглянулся. На что Медведев, пожав плечами, ответил, что не знает. Наблюдая за процессом, увидел, что сначала в глине бюст вылепил, а потом уже перевел в дерево. Мой бюст находится в Музее им. Т. Евсеева. Изначально работа называлась «Портрет рабочего». Но потом, как объяснил скульптор, сменились приоритеты, и стал «Портрет студента».

О своей работе Константин Степанов говорит только с теплотой, хотя за столько лет бывало всякое:

—  Она интересная, по-своему втягивает, дисциплинирует. Работа нравится. Это движение, даже если движение с водительского кресла. А движение — это, как известно, жизнь.

Фото из личного архива.

Ранее сайт газеты «Й» сообщал, что в Йошкар-Оле троллейбусы переходят на обслуживание без кондукторов, а также волонтеры Йошкар-Олы получили бесплатные проездные билеты на троллейбусы.