Увидеть кумиров на сцене, а не в кино

Посчастливилось йошкаролинцам во время гастролей питерского театра-фестиваля «Балтийский дом». Ирина Соколова, Татьяна Пилецкая, Роман Громадский и Вадим Яковлев — советские актеры театра и кино, имена, от которых трепещет сердце любого театрала.


ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ЙОШКАРОЛИНЦАМ ВО ВРЕМЯ ГАСТРОЛЕЙ ПИТЕРСКОГО ТЕАТРА-ФЕСТИВАЛЯ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

Ирина Соколова, Татьяна Пилецкая, Роман Громадский и Вадим Яковлев — советские актеры театра и кино, имена, от которых трепещет сердце любого театрала.

БОЛЬШИЕ ГАСТРОЛИ

Четыре незабываемых дня провел театр в Йошкар-Оле, подарив жителям пять чудесных спектаклей, включая детский. Не антрепризы, а полноценные гастроли столичного театра в провинциальном городе — удовольствие, казалось бы, маловероятное. Еще недавно было довольно сложно себе это представить. Но вот наступило 17 июля, и сказка оказалась былью: государственная программа поддержки гастрольной деятельности и правда действует. «Большие гастроли. Театральное лето России — 2014» — так она называется.

А началось все зимой этого года, когда во Пскове президент России Владимир Путин на встрече с театральными деятелями объявил, что в Год культуры нужно обозначить приоритетное направление в области поддержки театрального искусства, а именно подготовить федеральную программу гастрольной деятельности ведущих театров. Так, в феврале был создан Федеральный центр по поддержке гастрольной деятельности при Министерстве культуры РФ, и уже в начале июня начались большие гастроли. В этом году в программе приняли участие 18 столичных театров и 25 регионов, их принимающих. В последующем, по словам заместителя генерального директора Центра гастрольной деятельности Владимира Черкасова, не только расширится география гастролей, но и увеличится количество участвующих в них театров.

Тот факт, что Йошкар-Ола попала в программу, далеко не случаен. Во-первых, это один из самых театральных городов России (не зря же у нас пять театров со своим неповторимым зрителем), а во-вторых, театр «Балтийский дом» уже давно был наслышан о столице Марий Эл. И когда руководству театра предложили на выбор два города — Курган или Йошкар-Олу, наш город оказался в приоритете, ведь первое знакомство «балтийцев» с театральной общественностью Йошкар-Олы состоялось еще во времена Георгия Константинова, в начале 90-х годов, когда существовала Международная ассоциация русских театров (МАРТ). Тогда, по словам художественного директора «Балтийского дома» Марины Беляевой, Константинов много рассказывал о своем городе, и сейчас упустить возможность побывать здесь не представлялось возможным, к тому же город с того времени сильно изменился.

СТАРОМОДНЫЕ ЧУДАКИ

В эти четыре дня, что театр «Балтийский дом» гостил в Йошкар-Оле, заядлые театралы будто окунулись в особый мир. «Балтийцы» привезли не только одни из самых лучших своих спектаклей, но еще и премьерные.

В первый день театр представил спектакль «Два старомодных коктейля для двух старомодных чудаков», в котором блистали народные артисты России Ирина Соколова и Роман Громадский. «Для нас сейчас этот спектакль самый любимый, — рассказывал Роман Борисович. — Во-первых, потому что это блистательная драматургия. Ну а потом, я работаю в театре более 50 лет, и у меня были чудесные партнерши: Лариса Малеванная, Эра Зиганшина, Валентина Панина — женщины талантливые и уникальные, но вот с Ириной Леонидовной мы встретились впервые на сцене в 2013 году, и нам было удивительно легко вместе работать».

Эти два артиста буквально приковывали к себе внимание во время спектакля. Они не играли историю двух старомодных чудаков Барклея и Люси Купер, которым впервые за 50 лет пришлось расстаться, они просто были ими. Маленькая, хрупкая Ирина Соколова и большой и надежный Роман Громадский — такими они были и на пресс-конференции, которую давали перед спектаклем. Роман Борисович много шутил, но в то же время очень тепло и с большой любовью отзывался об Ирине Леонидовне как об актрисе и человеке и уж точно никому бы не дал ее в обиду, собственно, как и Барклей Купер свою Люси.

ТАТЬЯНА ПИЛЕЦКАЯ И РАЗНЫЕ СУДЬБЫ

Два дня йошкар-олинский зритель мог видеть на сцене несравненную Татьяну Пилецкую — в спектаклях «Деревья умирают стоя» и «Любовью не шутят». Во второй день была организована творческая встреча с актрисой, на которой зрителям представилась уникальная возможность задать ей вопросы. На встрече были показаны кадры из некоторых фильмов, в которых блистала Пилецкая, — «Пирогов», «Разные судьбы», «Сильва», «Вербное воскресенье». Татьяна Львовна рассказала о забавных случаях из своей жизни, например, как ей однажды позвонил корреспондент одной из столичных газет, чтобы спросить, как она относится к тому, что собираются «раскрасить» всем известный советский фильм-сказку «Золушка», в котором Пилецкая появилась в небольшом эпизоде на балу (тогда она еще была балериной, а артистов балета, как известно, часто звали в подобные танцевальные эпизоды). В итоге в газете вышла статья, в которой говорилось, что еще осталась жива 95-летняя ассистент режиссера фильма «Золушка» Татьяна Пилецкая, которая помогла составить палитру этого фильма. Сейчас актрисе 86 лет.

Также Татьяна Львовна рассказала, как научилась лихо ездить верхом на лошади для фильма «Пирогов» и что до сих пор общается с актерами из фильма «Разные судьбы». А еще она поделилась историей, как во время Великой Отечественной войны еще студенткой хореографического училища была эвакуирована вместе с Мариинским театром в поселение недалеко от Перми. Там в местной школе они учились во вторую смену, люди знали, что они из блокадного Ленинграда и периодически оставляли в парте то картофелину, то лук, то еще что-нибудь. В благодарность юная Татьяна однажды оставила записку, в которой представилась и написала «большое спасибо». И вот однажды, через много лет, когда она была на гастролях в том регионе в 1964 году, на встрече со зрителями к ней подошла женщина и сказала, что они сидели за одной партой, а потом показала ту самую записку, которую она бережно хранила все эти годы.

МОЛОДЫЕ ШЕСТИДЕСЯТНИКИ

Завершились гастроли «Балтийского дома» музыкальным спектаклем «Возвращение в любовь» на музыку Раймонда Паулса и стихи Евгения Евтушенко. Главную роль поэта, память которого то и дело возвращалась в начало 60-х, когда физики и лирики мечтали о свободе личности, правде, любили и были любимыми, исполнил народный артист России Вадим Яковлев.

«Этот спектакль для нас очень важный, — поделился с «Й» Вадим Васильевич. — Мы создавали его вместе, приезжали и Евтушенко, и Паулс, это выстраданный спектакль. Ностальгия, боль по чему-то утраченному, по настоящим отношениям, добрым, теплым, не замешанным на корысти. В его создании участвовали люди, которые утратили родину, и нам хотелось, чтобы это был добрый, светлый спектакль, но чтобы зрители задумывались и над будущим: что мы теряем, а что приобретаем».

Собственно шестидесятников в этом спектакле играет молодая труппа театра, и так как это музыкальная постановка, им приходится и петь, и танцевать, причем делают это драматические артисты так профессионально, что просто диву даешься. Как рассказал Вадим Яковлев, молодых артистов отбирали с помощью кастинга, прошерстили буквально весь Санкт-Петербург, чтобы найти ребят, соединивших в себе драматические качества с вокальными и танцевальными характеристиками. Потом многие из них стали актерами «Балтийского дома».

«С ними нельзя себя «спускать», — признался Вадим Васильевич, — их даже нужно догонять — по куражу, по всему, чуть-чуть «спустишь», и уже не в этой компании, нужно все время себя подстегивать».

Думается, что в названии театра не зря присутствует слово «дом», ведь этот коллектив производит впечатление большой семьи, где все шутят друг над другом, но в то же время любят друг друга той огромной театральной любовью, что дает чувство поддержки и в жизни, и на сцене. А как молодые артисты приветствуют своих более опытных коллег!

Этот театр надолго останется в памяти йошкаролинцев, но, как признались сами артисты, и наш город, и наш зритель запали им в душу. «Я бы здесь еще пару спектаклей сыграл», — сказал на прощание один из молодых актеров, направляясь к автобусу. Что ж, будем надеяться, «Балтийский дом» в Йошкар-Оле был не в последний раз.

Ирина СУВОРОВА
Фото Ольги Чистополовой