КУЛЬТУРА, ИСТОРИЯ, РЕЛИГИЯ

В Йошкар-Оле торжественно открыта мемориальная доска Анне Сидушкиной

Сегодня, 25 августа, в память о хормейстере, певице, педагоге, музыковеде, фольклористе и композиторе Анне Романовне Сидушкиной (22.01.1915- 22.01.1981), в доме, где жила и творила заслуженный деятель искусств Марийской АССР, торжественно открыта мемориальная доска.

В республике и за ее пределами Анна Романовна известна как основоположница школы профессиональной игры на марийских гуслях. Именно благодаря ей марийские гусли стали музыкальным символом нашей республики, настоящим народным достоянием. Отдать дань памяти и уважения женщине-музыканту собрались деятели культуры и искусств республики, родственники, ученики.

— Очень волнительно участвовать на открытии памятной мемориальной доски у дома, где жила и работала выдающийся деятель культуры и искусств Анна Романовна Сидушкина, — приветствуя собравшихся сказал Первый заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл. Васютин Михаил Зиновьевич. — Она положила фундамент для развития искусства игры на гуслях в нашей республике. С Анной Романовной связаны и мои личные воспоминания. В большой ансамбль гусляров, который собрала Анна Романовна, входила и моя мама. Она участвовала и в знаменательном концерте в Кремлевском концертном Дворце. Благодаря Анне Романовне гусли стали изучать в учреждениях среднего профессионального музыкального образования в республике, Микряковская музыкальная школа долгое время также специализировалась на игре на этом инструменте, который стараниями Анны Романовны и ее учениц сегодня стал профессиональным.

Благодаря Анне Романовне гусли стали неотъемлемой частью концертной жизни республики. Преподавание игры на гуслях вошло в систему местного музыкального образования, ею была создана настоящая профессиональная гуслярная школа.  Она открыла класс гусель в музыкальном училище, вела хоровой кружок в Марийской республиканской культпросветшколе, преподавала в Марпединституте на кафедре музыки, пения и изобразительного искусства, работала в Маргосфилармонии в качестве хормейстера и художественного руководителя ансамбля гусляров. Она создала ансамбль гусляров «Пеледыш», играла в фольклорном ансамбле «Марий памаш».

Анна Романовна стала первой женщиной мари, получившей высшее музыкальное образование. Это замечательный, уникальный человек, очень многое сделавший для искусства. Для меня очень символично, что в 60-х годах впервые Москва услышала на сцене Кремлевского дворца гусли, и теперь, спустя более полувека, именно марийские гусли будут открывать концерт на сцене Кремлевского Дворца, посвященный 100-летию Марий Эл, — отметил министр культуры, печати и по делам национальностей Константин Иванов.

Помимо творческой, концертной и преподавательской деятельности Анна Романовна занималась музыкальной фольклористикой. Еще в 30-е годы прошлого столетия она  вместе со своим будущим мужем — марийским композитором Кузьмой Смирновым — начала собирать и нотировать марийские народные песни. Именно с участием супругов в 1951 г. было издано образцовое нотное собрание под редакцией ленинградского музыковеда В. Коукаль «Марийские народные песни».

Позднее как научный сотрудник МарНИИ она участвовала в фольклорных экспедициях, собирала музыкальный фольклор, издала нотный сборник песен горных мари «Кырык мары халык мырывлä».

Когда в 1960-е годы венгерские ученые Ласло Викар и Габор Берецки – финно-угроведы с мировым именем – приехали в Марийскую республику для сбора и изучения музыкального фольклора, именно Анна Романовна стала их проводником и консультантом.

—  Благодаря Анне Романовне марийские гусли стали народным достоянием, — вспоминает внучатая племянница, научный сотрудник МарНИИ Мария Ключева.  — В этом и заключаются смысл ее творческой деятельности и ее многогранный талант, получивший всеобщее признание. Она пользовалась огромным авторитетом среди музыкантов. Ее игру на гуслях записывали как эталон на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия». Продвигая проекты с любимым инструментом,  Анна Романовна вынесла на своих плечах все трудности, начиная от технического усовершенствования гуслей и заканчивая изданием методической нотной литературы.

Фото Надежды ПАВЛОВОЙ.