25 ноября (12 ноября по старому стилю) исполнилось 150 лет со Дня рождения Филиппа Букетова (на главном фото слева) – автора первой марийской поэмы «Кабан Ер» («Озеро Кабан»), изданной в «Марла календарь» («Марийский календарь») в далеком 1913 году. В вечерней школе №4 города Йошкар-Олы прошла неделя памяти «И это всё о нем…», посвященная этой юбилейной дате.

Учащиеся декламировали поэму, читали страницы биографии автора, публикации, воспоминания современников о нем. В Неделе активно участвовали представители разных национальностей, но все проявили искренний интерес к творчеству Филиппа Букетова. А в школьной библиотеке подготовили выставку, где можно было увидеть фотографии, публикации, сочинения поэта. Многие посетили ее, чтобы узнать подробнее о жизни и творчестве знаменитого земляка.

Филипп Букетов прожил непростую жизнь. Ему выпала участь пройти путь от учителя до священнослужителя и… обратно. Обстоятельства сложились так, что Филиппу Афанасьевичу пришлось сделать непростой выбор – быть или не быть, почти как герою трагедии Шекспира. И он выбрал жизнь.

О том, как все это происходило, рассказывает преподаватель школы Галина Букетова, изучившая множество архивных источников, чтобы узнать правду о судьбе своего родственника.

 

ФИЛИПП БУКЕТОВ: ПО ПУТИ АПОСТОЛА ФИЛИППА.

К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИЙСКОГО ПОЭТА, СВЯЩЕННИКА, ПРОСВЕТИТЕЛЯ

Родился Филипп Букетов в крестьянской семье. Метрическая книга Казанской Консистории Христорождественской церкви села Арино Царевокшайского уезда для записки родившихся, браком сочетавшихся и умерших за 1871 год сохранила запись о появлении Филиппа на свет.

150 лет назад, 12 ноября (25 ноября – по новому стилю) 1871 года у черемис из деревни Кулеял – крестьянина Афанасия Тимофеева и его законной жены Пераскевы Васильевой (оба православные) – родился младенец мужеского пола. Наречен он был в честь Святого Апостола Филиппа, память которого Православная церковь чтит 27 ноября (14 ноября – по старому стилю). Крестили младенца в День памяти апостола, и вышло так, что многие моменты жизни поэта в последующем перекликались с житием святого покровителя.

Например, Филипп Букетов, как и Святой Апостол Филипп прекрасно знал Священное Писание. Известно, что святые апостолы Иоанн и Филипп были очень дружны, а Филипп Букетов не расставался с Евангелием от Иоанна и первым перевел его на марийский язык. Апостол Филипп проповедовал в Малой Азии, как и наш земляк будучи священником, но на территории Марий Эл и Кировской области. Схожесть судеб можно наблюдать также в том, что оба имели семьи и на долю обоих выпало нести мученический крест.

В 1881 году десятилетний Филипп вместе со своими братьями поступил в только что открывшую Земскую школу в деревне Большой Кулеял. Учителем его был отец марийского поэта Николая Мухина – Семен Алексеевич.

В 1884 году Филипп Букетов получает свидетельство об окончании Аринской двухклассной школы. Затем работа, служба в армии, место писаря в Царевококшайском округе.

Евангелие на марийском

В 1899 году после сдачи экзаменов в Казанской учительской семинарии открывается новая страница его биографии – преподавательская деятельность. Филипп Букетов работает учителем в Себе-Усадской церковно-приходской школе Моркинской волости (1899-1903), Нурсолинской начальной школе Токтай-Белякской волости (1904), Китне-Мучашской миссионерской школе Уржумского уезда (1906).

В своих мемуарах Филипп Букетов пишет, что в 1904 году  священник Громов С. Г. поручил ему начать перевод на марийский язык православных книг. Он начинает с одного из самых сложных текстов Священного Писания – Евангелия от Иоанна, и в 1905 году  завершает эту большую работу.

Как рассказывает Филипп Букетов в своих мемуарах, переведенное Евангелие было издано в 1906 году через британское миссионерское общество благодаря участию Павла Глезденева, марийского ученого, внесшего большой вклад в издание религиозных книг на марийском языке.

Служение церкви

Переводческий труд был высоко оценен: вятский архиерей Филарет присвоил учителю сан диакона. «Вятские епархиальные ведомости» (№33 от 19 августа 1906 года) тогда писали:

«Определен на диаконское место – учитель Китни-Мучашской миссионерской школы Уржумского уезда учитель  Филипп Букетов в с. Юледур – 9 августа».

С этого момента начинается его путь как священнослужителя: диакон, затем диакон-священник, священник. “Вятские епархиальные ведомости” в №2 от 2 августа 1917 сообщали об определении на священническое место священника-диакона села Куракова Елабужского уезда Филиппа Букетова в село Адам-Учи того же уезда.

В Госархиве в Йошкар-Оле есть метрические книги Петропавловской церкви села Юледур Уржумского уезда и Спасской Церкви села Сернур Уржумского уезда, которые хранят записи, произведены диаконом, а затем иереем Филиппом Букетовым.

Первая марийская поэма

В эти годы Филипп Афанасьевич начинает писать стихи. Дошла до наших дней лишь поэма «Кабан ер» (“Озеро Кабан”), опубликованная в «Марла календарь» за 1913 год. Это первая поэма на марийском языке, подписанная псевдонимом Сайн сын Сайгельде. Издание хранится и по сей день в отделе редких книг в Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна.

С приходом к власти большевиков в 1917 году для священника Филиппа Букетова и его семьи наступают тяжелые времена. Советский период истории был ознаменован попытками переделать религию под задачи нового государства – от экспериментов власти по созданию послушного инструмента управления людьми под видом обновленческой церкви и вплоть до полного ее уничтожения.

Обновленчество

Сернурская церковь, где служил батюшка Филипп в последние двадцать лет, тоже сначала стала местным центром обновленчества. Волей-неволей, чтобы иметь возможность служить и духовно помогать людям, стать обновленцем пришлось и отцу Филиппу, присоединившись к Обновленческой церкви, которая находилась под жестким контролем советской власти. Но эксперимент не удался, и власть решила уничтожить все, что имело отношение к религии.

Враг народа

Так священник Филипп Букетов, как многие священники стал «врагом народа» и попал в категорию лишенцев, его судьбу разделили и дети. Об этом рассказывает марийский поэт Алексей Январев (Чатлама), односельчанин Филиппа, в статье «А Миша на церковь забрался…», опубликованной в №181 газеты «Марий коммуна» в 1993 году. Автор сообщает, что одноклассника-пятиклассника Мишу Букетова, сына батюшки Филиппа, исключили из школы как «сына врага народа». И это лишь небольшой эпизод гонений на семью священника.

Филипп Букетов не смог вынести репрессий, коснувшихся его семьи. Под давлением власти, боясь за жизнь своих близких, он принимает решение отказаться от священнического сана, покинуть свою малую родину и уехать в Сибирь, туда, где мало кто знает о нем.

Снова в учителя

С Сибири для Филиппа Букетова начинается обратный путь, от священника к учителю. Он преподает грамоту в сельских школах Омской и Кустанайской областей, но через некоторое время тоска по Родине заставляет его вернуться в Марийский край.

В 1939 году он (как и члены его семьи) меняет фамилию на Афанасьев, чтобы никто не распознал в нём бывшего священника Филиппа Букетова, покупает небольшой домик на улице Лестранхоза (дом №7) в Йошкар-Оле и практически до последних лет жизни преподает в Туруновской и Чкаринских школах.

Кстати, улица Лестранхоза существует до сих пор, но сейчас на ней остался лишь один дом.

В одиночестве…

На склоне лет Филипп Букетов остался в одиночестве. Так сложилось, что ни жены, ни детей рядом с ним в последние годы жизни не было.

Незадолго до кончины он пишет мемуары, в которых анализирует свою жизнь. Ровный, размеренный, каллиграфический почерк.  Осторожно подбирает выражения, сдержан в оценках действий власти, ведь Сталин еще жив, и угроза репрессий все еще сильна.

Умер Филипп Букетов 22 апреля 1952 года. Похоронила его приемная дочь, Наталья Ивановна Моравская на Марковском кладбище. Найти место, где упокоен Филипп Букетов сейчас невозможно. Поиски по найденному в документах номеру могилы – 1024 – ни к чему не привели.

Эпилог

Филипп Букетов прожил яркую жизнь, полную непростых решений и компромиссов. Поднявшись на высокую ступень в качестве священника, поэта, он принял решение сойти с пути служения. Возможно, следовало идти до конца, стоя на своем, жертвуя собой, близкими, и стать истинным мучеником, как многие священнослужители того времени. Но, думаю, не нам его судить…

Судьба автора первой марийской поэмы действительно чем-то напоминает житие Святого Апостола Филиппа с той разницей, что Филипп Букетов свой крест не донес. Впрочем, может быть, это и был его крест – спасти семью, но отступиться от веры и остаться в одиночестве…

от _