Хотя и говорят водители троллейбусов, что научиться управлять городской электромашиной несложно и освоить вождение может каждый, было бы желание, тем не менее, нужно получить немало знаний, отработать до автоматизма навыки, чтобы самостоятельно ездить по улицам. А еще необходимо всегда помнить, что в салоне находятся пассажиры.

  Подготовка водителей городского электротранспорта – дело всей жизни Владимира Павлова. На протяжении многих лет он руководит производственной практикой будущих водителей троллейбуса. За три с лишним десятка лет он обучил более полутора тысяч учащихся Автодорожного техникума и просто желающих научиться управлять городским транспортом.

Для овладения премудростями этой профессии на территории МП «ТТ» оборудованы два учебных класса, без которых просто не постичь науку вождения электромашиной. Один технический класс, второй – для изучения правил дорожного движения и технической эксплуатации троллейбуса.

В техническом классе установлен действующий тренажер с принципиальной электрической схемой, где можно проследить прохождение тока по всем электродвигателям, электрическим аппаратам  троллейбуса, – рассказывает мастер производственного обучения Владимир Павлов. – В классе по изучению правил дорожного движения расположен электрифицированный стенд с дорожными знаками, установлен светофор, компьютер, видеомагнитофон, проектор.  Закуплены фильмы с лекциями по правилам дорожного движения, безопасности движения, основам медицинских знаний.

Теоретическое обучение проходит в техникуме, а производственная практика – на предприятии, которая проводится  для закрепления и отработки полученных знаний.  Практикуются будущие водители троллейбусов в ремонтных цехах и участках предприятия под руководством опытных наставников. Учебная стажировка ведется  на двух учебных троллейбусах, оборудованных двойным управлением. В обучении задействованы специально обученные четыре инструктора. Пассажирская стажировка  проходит на маршрутах города обязательно под руководством  опытных водителей-наставников.

Каждый обучающийся  приказом по предприятию закрепляется за наставником, а на троллейбус устанавливается двойное управление, – продолжает Владимир Павлов. – Все отработанные  часы строго контролируются мастером производственного движения и работниками службы движения. Обучающиеся-практиканты обязательно проходят медицинский осмотр. У каждого имеется книжка стажера, в которой фиксируются все выполняемые ими по программе упражнения.

К слову сказать, за последние 15 лет выпускники техникума занимали призовые места по правилам дорожного движения и устройству электромашин на региональных соревнованиях профмастерства водителей троллейбуса. А с 2010 по 2018 годы более 100 выпускников за многолетнюю и безаварийную работу на городском электрическом транспорте награждены Нагрудным знаком отличия Министерства транспорта Российской Федерации «За безаварийную работу».

За рулем стажер

 Анна Туманцева, учащаяся Автодорожного техникума по профессии «водитель городского электротранспорта»:

  – Знаете, никогда бы себя не представила водителем троллейбуса, если бы однажды в магазин, где я работала, не зашел Владимир Геннадьевич Павлов. И совершенно случайно он тогда предложил попробовать обучиться на водителя троллейбуса. А почему бы нет, подумала я? С детства меня большие электромашины привлекали, постоянно на них ездила в школу, на кружки, то есть все маршруты знала наизусть. Водитель в кабине мне казался каким-то волшебником. Я завидовала его умению виртуозно управлять этой огромной машиной, его тактичному отношению к пассажирам. Когда я узнала, что объявили набор группы по обучению водителей троллейбуса,  то сразу же решила посвятить свою жизнь этой профессии. Сейчас, спустя два месяца с начала обучения, я могу с уверенностью сказать, что не жалею о своем решении. Водить общественный транспорт когда-то считалось сугубо мужским занятием. Хрупкая изящная девушка за большим рулем троллейбуса смотрится как минимум необычно. Но я люблю дорогу. День за рулем для меня – это маленькое путешествие. Некоторые считают, что эта работа скучна, потому что за окном каждый день мелькает один и тот же маршрут. Но я скажу так: каждый раз за окном новый день, новые люди, у людей – новое настроение. Нас обучает прекрасный преподавательский и инструкторский состав. Все педагоги – отличные специалисты,  а инструкторы – аккуратные и опытные водители, которые с энтузиазмом обучают будущих водителей.

Наставник

Виктор Смирнов, водитель-инструктор работает в МП «ТТ» более 20 лет:

–  Более 10 лет занимаюсь наставничеством, помогаю ученикам осваивать профессию водителя троллейбуса. Мои ученики сегодня  успешно работают не только на городском предприятии «Троллейбусный транспорт», но и в троллейбусных  управлениях других регионов. Наставник должен не только иметь соответствующие навыки, знания или опыт, но и уметь правильно и своевременно донести их до учеников. Помимо отличного владения профессиональными навыками хороший наставник должен обладать целым рядом личностных качеств: ответственностью, целеустремленностью, отзывчивостью, терпением, тактом.  Немаловажным моментом в работе наставника является способность увлечь и заинтересовать своего подопечного. Даже после того, как благополучно заканчивается срок стажировки и обучаемый приступает к самостоятельной работе, наставник должен наблюдать за ним и быть готовым прийти на помощь в трудных ситуациях. В прошлом году решил пройти испытания Республиканского конкурса «Лучший наставник». Рад, что коллеги доверили мне такую миссию. Этот конкурс  помог  раскрыть мой творческий потенциал, подарил возможность общения с интересными людьми, позволил обменяться опытом с коллегами.

Фото Н.Ефремовой, МП “ТТ”, видео В. Шевелева.

Ранее сайт газеты “Йошкар-Ола” сообщал, что в Йошкар-Оле 7 апреля открыли движение по Вознесенскому мосту, а также рассказывал о том, что в Марий Эл на 7 апреля за сутки из стационаров выписали 11 здоровых пациентов. Кроме того, в Марий Эл и в России лидерами у телефонных аферистов являются 2 банка, в Йошкар-Оле продолжается ремонт бани №3, в МВД по Марий Эл рассказали, как мошенники оформляют кредиты по телефону и где берут данные потерпевших.