В Марийском национальном театре драмы им. М. Шкетана появился новый спектакль «Любовь людей». Поставил его режиссер Алексей Ямаев по пьесе молодого белорусского драматурга Дмитрия Богославского. То, что Алексей Ямаев берется в последнее время за новую драму, совсем не удивляет


В МАРИЙСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ ИМ. М. ШКЕТАНА ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ «ЛЮБОВЬ ЛЮДЕЙ»

Поставил его режиссер Алексей Ямаев по пьесе молодого белорусского драматурга Дмитрия Богославского.

То, что Алексей Ямаев берется в последнее время за новую драму, совсем не удивляет: он вдумчивый режиссер, умеющий ставить такие спектакли, умеющий говорить со зрителем о том, что творится в наших душах. «Любовь людей» – пьеса жесткая, практически психологический триллер, играть ее сложно, но при этом актерам есть где развернуться.

Казалось бы, тривиальная история: главная героиня Люська так устала от издевающегося над ней мужа-алкоголика Коли, что решила от него избавиться – банальное бытовое убийство, учитывая, что о таких случаях довольно часто упоминается в полицейских сводках. Но не все так просто: жить с осознанием, что убила, становится все тяжелее. То, что произошло убийство, нам дают понять в самом начале спектакля, когда в полумраке сцены мы слышим, как кто-то просит пить, ругается, что жена не несет, а потом – предсмертные хрипы.

Сам автор пьесы обозначил свое произведение как «картины из жизни людей в преддверии зимы и в ожидании лета». И зима здесь не просто время года, а вечное состояние души этих деревенских жителей – беспросветное существование, мечты о счастье и ожидание тепла. Но откуда возьмется это тепло, если в душах пусто, если герои, и не только главные, не в состоянии согреть не то что другого человека – даже себя. Все несчастны в этой забытой Богом деревне. И хотя история называется «Любовь людей», сложно сказать, что она о любви, скорее уж об ответственности за себя, за других, за чье-то счастье. Здесь никто не готов нести ответственность, оттого и мучаются как неприкаянные. Ни алкоголик Коля (Александр Бирюков), у которого любовь выражается только в насилии, – он уже давно «забил» на свою жизнь, заставляя страдать вместе с ним и жену, и маленького, постоянно плачущего ребенка.

Ни Люська (Людмила Казанцева), которая убила мужа, а потом рассказала об этом давно влюбленному в нее милиционеру Сергею (Алексей Сандаков), добавляя после этого шикарную фразу: «Женись на мне!» Ни даже хороший, основательный парень Иван (Эдуард Яковлев), который не может сделать жене Насте (Марина Почтенева) ребенка и при этом не хочет ехать в Москву на лечение. Все страдают, даже вроде бы обретшие счастье Чубасов (Алексей Тетерин) и Ольга (Алина Егошина) – так и ждешь знака, что и у них все развалится в начинающейся семейной жизни, ведь началась она с разбитого сердца продавщицы Маши (героини Светланы Строгановой).

А как психологически тонко показывает нам режиссер страдания героев: большая часть спектакля проходит практически в полумраке, только точный свет освещает лица актеров в каждом важном моменте, будто приглашая заглянуть в самые глубины этих несчастных душ и, наверное, не просто посочувствовать, а попытаться понять, почему все так и не видно другого выхода. И мне показалось, что сценограф спектакля Сергей Таныгин отобразил это в декорациях: деревянный помост, на котором происходит все действие; ограниченное деревянными стенами пространство, в котором можно увидеть намек на глухое окно и на дверь – она откроется только в самом конце и то приглашая уже на тот свет. И тот свет становится единственным выходом для Сергея, который не может смотреть, как сходит с ума его любимая, и он не может ей помочь, потому что она закрылась от него. «Не нужна мне помощь, я сама!» – кричит в истерике Люся, посвящая бедного парня еще в одну свою страшную тайну о том, что видит дух первого мужа. И это еще раз к вопросу об ответственности: ведь сначала она говорит, что они должны пройти это вместе, а потом – глухое молчание, из-за которого Сергей уже совсем теряет надежду хотя бы на крохотное счастье.

Весь спектакль сопровождает прекрасная музыка Григория Архипова, то медленная, грустно-лиричная, то нарастающая, напряженная, бьющая по всем нервам. А какие замечательные актерские работы! Причем уже знакомых актеров, привычных в определенных амплуа, мы видим совсем другими. Вот Алексей Сандаков – типичный балагур и шутник, и вдруг такой надрывный персонаж, не просто плачущий в монологах, но буквально выворачивающий себя наизнанку. Или красавица Людмила Казанкина – сколько боли и в то же время какой-то жесткости в ее взгляде! А Александр Бирюков, так мастерски сыгравший алкоголика с дрожащими руками, – о, его героя даже жалко в какие-то моменты! – разве можно не поверить его блестящим от слез глазам, ведь он и сам искренне верит, что сможет бросить пить.

Хочется повторить еще раз, что это жесткий спектакль, к просмотру которого нужно быть морально готовым. И он совершенно нетипичен для марийского театра, а потому в очередной раз убеждаешься, что этому коллективу под силу любая задача. Удивляет только наш странный зритель. Говорить о вечно звонящих в самый неподходящий момент телефонах уже и не хочется. Но вот что на премьере удивило больше всего, так это смех, сопровождающий шокирующий рассказ Люськи о том, как она избавилась от трупа (разрубила на куски и скормила свиньям). Что это: бессердечность, отсутствие элементарных моральных ценностей или защитная реакция? Как это ни грустно, но почему-то больше склоняешься к первому. Так что этот спектакль обязателен к просмотру, хотя бы ради того, чтобы еще раз подумать о том, что это за чувство такое – любовь и как дарить тепло любимому человеку, чтобы он не провел всю жизнь в ожидании лета.

Ирина СУВОРОВА

от admin