«В театре спасение — это партнер»

Так считает заслуженный артист РМЭ Юрий Алексеев, недавно отпраздновавший свое 65-летие. Многие знают Юрия Валерьевича не только как актера Театра им. М. Шкетана, но и как государственного служащего — более 10 лет он был консультантом по вопросам культуры и искусства в правительстве республики. Свой творческий путь Юрий Алексеев начал после окончания Моркинской средней школы. 


ТАК СЧИТАЕТ ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РМЭ ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВ, НЕДАВНО ОТПРАЗДНОВАВШИЙ СВОЕ 65-ЛЕТИЕ

Многие знают Юрия Валерьевича не только как актера Театра им. М. Шкетана, но и как государственного служащего — более 10 лет он был консультантом по вопросам культуры и искусства в правительстве республики.

Свой творческий путь Юрий Алексеев начал после окончания Моркинской средней школы. Однажды летом он увидел в газете «Марий коммуна» объявление о наборе юношей и девушек во вспомогательный актерский состав Театра им. М. Шкетана, и ему захотелось попробовать свои силы. Так деревенский мальчишка отправился покорять Йошкар-Олу, хотя до этого был в столице республики всего два раза: на экскурсии с классом и в поездке с дедом. Кстати, мальчик рано остался без отца и потому воспитывался матерью и дедом.

ОТ ЧАСОВОГО ДО КУКЛОВОДА

«У служебного входа стояли молодые ребята, многие из них были учащиеся культпросветучилища, музыкального, студенты пединститута, — рассказывает Юрий Валерьевич. — До сих пор помню, как нас провели на 4 этаж, в репетиционный зал. Прочитал стихотворение, басню. Тогда был главным режиссером театра Сергей Иванович Иванов. Он попросил меня также сыграть этюд: представить, что я в лесу собираю ягоды — и вдруг змея. Я задумался: этюд… Но представил себе ситуацию и сыграл».

После прослушивания режиссер сказал, что театр направит домой письмо, когда нужно будет приехать снова. Радостный юный Юрий вернулся домой и рассказал обо всем деду и маме. Но прошел месяц, второй, а письма все не было. Уже в октябре будущий артист набрался мужества и снова поехал в Йошкар-Олу. Пришел в театр, ему сказали, что он может пока выходить в массовых сценах, ходить на репетиции, но хорошо бы устроиться куда-нибудь на работу. На работу Юрий не устроился, а стал ходить на репетиции утром и вечером, а если были массовые сцены, то он выходил на сцену. За каждое участие в массовой сцене ему тогда платили 1 рубль 50 копеек, а в месяц массовых спектаклей было от силы три-четыре.

«Как-то готовили спектакль «Человек с ружьем» про Ленина, — вспоминает Юрий Алексеев. — Я был часовым и стоял как вкопанный весь спектакль. Это была сдача, на которой присутствовали представители СТД России и Минкультуры. Нужно было выстоять от начала до конца весь спектакль, причем два состава». К сожалению, постановку не приняли: в то время очень строго отсматривали театральные работы, где имел место образ Ленина, и не все доживали до премьеры.

Первые два-три месяца Юрий находился в таком подвешенном состоянии, а потом в один прекрасный день супруга актера Аркадия Орлова Роза Рыбакова, игравшая в Театре кукол, предложила перейти к ним: в театре отказался работать один из молодых актеров, и нужно было срочно найти кого-то, кто бы смог работать в марийском составе. «Можно сказать, что трудовую деятельность начал именно в Театре кукол», — говорит Юрий Валерьевич: в трудовой книжке появилась соответствующая запись.

ДРУГАЯ СРЕДА И ВЕЗЕНИЕ

В Театре кукол Юрий проработал год, а потом решил поступить в культпросветучилище, правда, на специальность «режиссер народных театров» — актерского отделения тогда еще не было. «Мне повезло, — говорит Юрий Алексеев, — после окончания Московского института культуры режиссер народного театра Александр Николаев с супругой набирали в училище свой курс в первый раз. Я благодарен, что учился там: нам давали режиссуру, музыкальную грамоту, клубное дело, наглядную агитацию и т. д. За год Николаев с меня снял артиста-кукловода. Он «строгал» меня до упора, подначивал: «О, артист! Вышел артист! Что вы делаете? А ну-ка!» Я очень ему благодарен за это».

А потом набирали в национальную студию при Институте театрального искусства им. А.В. Луначарского в Москву (теперь это ГИТИС). Это был второй набор в студию, до этого ее окончили такие актеры, как В. Горохов, Г. Ямаева, В. Саввина, Ю. Рязанцев, Г. Копцев, А. Андрианов. Руководителем по актерскому мастерству был Платон Лесли, он выпускал и первую студию.

«Я считаю, чтобы выучиться профессиональному искусству, нужно учиться в Москве или Санкт-Петербурге, — говорит Юрий Валерьевич. — Там совсем другая среда. Когда я работал в Театре кукол, почувствовал, что нужно обязательно учиться. Потом училище, и опять везение, что меня приняли мастера из Москвы. Когда поступил в ГИТИС, до 3 курса все время думал, что меня могут исключить, очень старался».

КАК РАБОТАЕТСЯ С СЫНОМ-РЕЖИССЕРОМ

Через пять лет Юрий Алексеев уже с супругой вернулся в Йошкар-Олу. Главным режиссером в театре уже была Сарра Кириллова. С ней были выпущены такие спектакли, как «Мамаша Кураж», «Король Лир», «Оптимистическая трагедия».

Работая над текстом, он не зубрит роль и текст почти не учит: для него важнее взаимоотношения с партнером в той или иной сцене, важнее понимать смысл того, что он должен ответить в диалоге. «В театре спасение — это партнер, — говорит Юрий Валерьевич. — Если ты бросил партнера или партнер тебя, то это все». А еще актер любит импровизацию и не представляет работы над ролью без нее, естественно, в пределах постановки, чтобы не перетянуть, как говорится, одеяло на себя, но при этом выстроить свою роль от и до.

На вопрос, как ему работается с сыном-режиссером (Роман Алексеев сейчас главный режиссер Театра им. М. Шкетана), Юрий Валерьевич отвечает: «Я выстраиваю свою роль, и если ему не нравится, тогда он должен подсказать, как и куда. Но мы все равно приходим к единству, без этого никак. Конкретно о театре, о спектакле мы ведем разговор только в театре. Это было его желание, и я поддержал. Он артист и режиссер. Он ищет, а где-то уже нашел свою дорогу».


Юрий Алексеев: «Для меня было важно, чтобы не закрыли ни одно учреждение республики: ни клуб, ни библиотеку, ни тем более профессиональный театр. Я был ответственным секретарем по государственным языкам республики, по государственным премиям, по молодежной премии им. Олыка Ипая. При президенте Кислицыне, помню, даже получил взыскание, которое потом сняли».


ВЗЫСКАНИЕ ОТ ПРЕЗИДЕНТА

Не менее важной вехой в жизни актера была работа консультантом в правительстве республики по вопросам культуры и искусства.

«Для меня было важно, чтобы не закрыли ни одно учреждение республики: ни клуб, ни библиотеку, ни тем более профессиональный театр, — рассказывает Юрий Валерьевич. — Я был ответственным секретарем по государственным языкам республики, по государственным премиям, по молодежной премии им. Олыка Ипая. При президенте Кислицыне, помню, даже получил взыскание, которое потом сняли».

А дело было так: в одном из поселков в Мари-Турекском районе заслуженный агроном РФ захотел, чтобы там построили культурный комплекс. А денег на это не было, и Юрий Алексеев написал отказ. «Этот заслуженный агроном РФ был знаком с Кислицыным, — говорит актер. — И меня через некоторое время пригласили на ковер, пришлось приготовить распоряжение президента, чтобы выделить средства из резервного фонда. Какую-то сумму смогли выделить, но в итоге тот проект так и заглох, и через определенное время выговор с меня был снят».

«Мне была интересна эта работа, — признается Юрий Алексеев. — До сих пор помню, как в юбилей Пушкина заказали полное собрание его сочинений для библиотек. Практически бесплатно раздали во все районные библиотеки. Я даже не смел оставить экземпляры в библиотеке Общественно-политического центра или администрации президента, было важнее, чтобы они были в районах».

По мнению Алексеева, очень важно, чтобы в той или иной сфере управлял человек знающий, а тот факт, что сейчас в вузах готовят будущих управленцев, ничего не дает, потому что они не знают отрасль, в которой им потом придется работать, или имеют о ней поверхностное представление.

Сейчас Юрий Валерьевич пенсионер, но продолжает выходить на сцену. В его репертуаре на данный момент такие спектакли, как «На всякого мудреца довольно простоты», «Дочь Бога» и другие.

Ирина СУВОРОВА