КУЛЬТУРА, ИСТОРИЯ, РЕЛИГИЯ

Вечера на хуторе близ Диканьки

История любви кузнеца Вакулы к красавице Оксане до сих пор привлекает и вдохновляет многих режиссеров, несмотря на огромное количество театральных постановок. А это значит, что театр готов удивлять и радовать публику, что, впрочем, и произошло на вновь открывшейся малой сцене Академического русского театра драмы им. Г. Константинова на международном фестивале «Мост дружбы».

Многие согласятся, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» – это волшебная сказка для взрослых, которая дарит ощущение веселых рождественских праздников, когда голова кружится не только от горилки, но и от происходящих вокруг чудес. Рождественская ночь полна тайн и загадок, при этом она яркая, волшебная, праздничная. Все это в полной мере и отразил режиссер Иван Немцев вместе с актерами. С первых минут действия зрители попадают на сказочный праздник. Зрелище пестрит яркими красками костюмов и декораций, звучит живая музыка оркестра, песни и танцы, сцены с колядками и гаданиями, заразительная игра, незабываемые гоголевские тексты. Спектакль получился по-настоящему праздничным и веселым. В нем есть все, чтобы отдохнуть и отвлечься от будней. Актеры сыграли безупречно. Да они словно не играли, а проживали это действие, что, несомненно, завораживает. А это показатель режиссерской, художественной, сценарной работы, а также вклад каждого, кто принимал участие в создании столь потрясающей постановки.

Иван Немцев, режиссер:
– Идея создать чистую, правдивую историю про любовь родилась именно тогда, когда все уже наелись бесконечными телевизионными сериалами, которые, как правило, не совсем настоящие. На самом деле премьера спектакля задумывалась раньше. Постановка на суд зрителя должна быть представлена еще в марте, но из-за пандемии мы смогли показать ее только в сентябре. Но, несмотря на всякого рода сложности, показ спектакля-праздника все же состоял-
ся.

В чем оригинальность постановки? Волшебная сказка показана на малой сцене. Это первый спектакль, который родился и состоялся на этой сцене, тем самым ее открыв. Теперь мы можем работать на двух площадках параллельно, до этого в театре не было такой возможности. На малую сцену перенесены все спектакли малой формы нашего театра. Но самое главное, пожалуй, то, что я не использовал уже готовую инсценировку, а создавал свою, работая непосредственно над самим произведением Н.В. Гоголя, с авторским текстом. В процессе работы приходилось читать и другие инсценировки, в которых довольно сильно был переработан текст, встречались и те, в которых герои говорят современным языком, что тоже не совсем устраивало, чтобы сохранить и передать самобытность гоголевского языка.

Поскольку спектакль рождался на малой сцене, важно было создавать его «очень настоящим». Если на большой сцене зритель может что-то не увидеть, не разглядеть, то на малой любая искусственность будет сразу заметна. На ней все должно быть по-настоящему. И в этом тоже оригинальность данной постановки. Поэтому живой звук, живое пение только подчеркивает настоящность всего происходящего.

Что помогает создать искреннюю, веселую, сказочную атмосферу «Вечеров»? Тут много сопутствующих. Это, безусловно, шикарная работа художника Бориса Голодницкого. До этого мы вместе с ним работали над сказкой «Проделки Ходжи Насреддина». И вот новая встреча с ним на «Вечерах…» Он создал довольно лаконичную и простую декорацию, но в то же время настолько мобильную, что та позволяла передавать действо быстро – переходить от улицы к хате, от хаты к дворцу Екатерины. Все это перемежается живым звуком, все рождается здесь и сейчас…

Многие зрители, посмотрев спектакль осенью, говорили, что, выйдя из театра на улицу, даже расстраивались, что снега еще нет. Новогоднее ощущение просто настолько ярко передавалось со сцены, люди действительно верили в сказочность предпраздничных дней и им становилось даже немного грустно от того, что до Нового года еще долго.

Юлия Охотникова, актриса:
– В этом спектакле у меня роль небольшая, но очень интересная: играю Царицу. Это исторический образ, тем она и необычна для меня. Мне очень нравится этот эпизод, потому что он очень яркий, очень красивый. Прежде чем начать работу над образом, много читала, смотрела фильмы, изучала исторические материалы.

Никогда не забуду один из премьерных спектаклей. Выхожу на свой эпизод, открываются двери и вижу, что в зале сидят человек двадцать с сотовыми телефонами в руках и снимают меня на камеру. Это было смешно, но я сдержалась! Понимаю зрителей, костюм шикарный! Одна корона только чего стоит, сверкает тысячами страз! Огромное удовольствие носить ее на голове. Она воспроизведена по историческим описаниям, музейным фотографиям. А какие декорации, появившиеся благодаря талантливейшему художнику Борису Голодницкому!

Вообще у всех актеров спектакль вызывает улыбку, отличное настроение, оставляет хорошее впечатление. Всем очень нравится. Мы, актеры, получили огромное удовольствие. Наверное, есть свои плюсы и минусы с учетом того, что спектакль шел на малой сцене театра. Но это тоже довольно интересный формат: зритель словно находится внутри спектакля, а все действующие лица рядом, на расстоянии вытянутой руки. И ты не знаешь, куда смотреть: ощущение, что ты находишься в середине, а весь сюжет вертится вокруг тебя. В спектакле много песен, живая музыка, красивые костюмы. Прекрасный спек-
такль! Побольше таких ярких постановок. Благодарна режиссеру, что у меня есть этот эпизод, эта роль.

Александр Мягченков, режиссер, актер, художественный руководитель медиапроекта «Артист» (г.Москва):
– Хочу сказать, что художник просто удивил, изумил, поскольку на первый взгляд декорации – просто щиты, но это все смотрится объемно, почти как 3D. Избы, снег…Меня как зрителя это завораживает. Все ярко, но невычурно, сделано со вкусом. Красиво получилось практически из ничего. Это просто прелестно!

Валентина Федорова, театральный критик, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
– Деревня, праздник, ожидание чуда, счастье…У коллектива много интересных находок. Я получила удовольствие от просмотра спектакля, поскольку чистой радости нам порой в жизни не хватает. Здесь, конечно, сказка, но такая красивая, такая добрая, с секретиком. И пусть это будет эксклюзив, чтобы люди ходили и смотрели, смотрели. Думаю, что на спектакль пойдут и по второму и третьему разу.

Ольга Зоткина, зрительница:
– Искренне хочу поблагодарить всю команду театра за хорошую игру. «Вечера на хуторе близ Диканьки» смотрели вместе с мужем. Так душевно, так по-доброму было в зале. Во время спектакля просто окунулись в игру актеров. Ощущение такое, что мы сами участники театрального действия. Спасибо за хорошее настроение.

Фото Ивана Пичушкина