Общаясь с жителями своих округов, депутаты доносят их проблемы до городской власти, что помогает ей корректировать направления финансовых вложений, составлять программы экономического и социального развития …


ОБЩАЯСЬ С ЖИТЕЛЯМИ СВОИХ ОКРУГОВ, ДЕПУТАТЫ ДОНОСЯТ ИХ ПРОБЛЕМЫ ДО ГОРОДСКОЙ ВЛАСТИ, ЧТО ПОМОГАЕТ ЕЙ КОРРЕКТИРОВАТЬ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ, СОСТАВЛЯТЬ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА, РЕШАТЬ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НАБОЛЕЛИ У ЖИТЕЛЕЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ МИКРОРАЙОНАМ И УЛИЦАМ

В этом году исполняется 20 лет представительному органу власти столицы Марий Эл – городскому Собранию депутатов.

Возможно, жителям города работа Собрания депутатов не так заметна, как работа мэрии, в ведении которой – все городское хозяйство, все повседневные дела коммунальных служб. В этом плане законодательная деятельность депутатского корпуса куда менее видна стороннему взгляду. Но именно Собрание депутатов принимает нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению жителями и и учреждениями города. Именно оно утверждает все основные решения, связанные с жизнедеятельностью города на текущий момент и на перспективу, будь то городской бюджет, генеральный план, муниципальные программы и даже такие моменты, как изменения в городской символике – гербе или тексте гимна Йошкар-Олы.

Какие основные задачи приходится решать депутатам V созыва? Об этом рассказывает председатель йошкар-олинского Собрания депутатов, глава городского округа «Город Йошкар-Ола» Л.А. ГАРАНИН.

– Леонид Ананьевич, какой смысл вкладывается в название «представительный орган власти»?

– Смысл прежде всего такой, что Собрание депутатов представляет интересы населения Йошкар-Олы. Общаясь с жителями своих округов, депутаты доносят их проблемы до городской власти, что помогает ей корректировать направления финансовых вложений, составлять программы экономического и социального развития города, решать вопросы, которые наболели у жителей по отдельным микрорайонам и улицам. Кроме того, каждый депутат представляет городскую власть в своем округе: он должен, встречаясь с горожанами, информировать их о том, какие в жизни города происходят изменения, какие цели и задачи ставятся и реализовываются, какие решения принимаются Собранием депутатов и мэрией, как они скажутся на городе и его населении.

Отмечу, что весь депутатский корпус работает на общественных началах за исключением председателя Собрания депутатов, который также является главой городского округа – высшим должностным лицом муниципального образования.

– Что являет собой депутатский корпус V созыва – в плане опыта, профессионального состава, политической консолидации?

– В V созыве очень интересный, деятельный и опытный состав. 18 депутатов из 35 избирались по два, три, а то и по четыре раза. Конечно, неоднократное избрание говорит о том, что эти люди позитивно воздействуют на ситуацию в своем округе, поддерживают связь с жителями, помогают им реальными делами. Но нужно подчеркнуть, что абсолютно все депутаты нашего созыва занимаются активной деятельностью и оказывают влияние на жизнь города.

Профессиональный состав представлен людьми самых разных сфер. Это работники здравоохранения, руководители медицинских учреждений. Руководители учреждений образования, хорошо знающие свою отрасль и продуктивно влияющие на ее развитие. Предприниматели, которые своим бизнесом существенно помогают мэрии, городскому хозяйству. Руководители коммунальных отраслей, поддерживающие систему жизнеобеспечения города в надлежащем состоянии.

Что касается политической консолидации, то в нашем созыве, можно сказать, одна партийная фракция – «Единой России» (другая фракция, «Справедливой России», представлена одним депутатом). Это облегчает выработку общей позиции депутатов по ключевым вопросам, касающимся жизни городского округа.

– Но ведь наверняка у депутатов бывают и расхождения, и споры…

– Споры в основном всегда касаются распределения средств, так как их в муниципальном бюджете постоянно не хватает. Но депутаты сегодня понимают, что финансово закрыть сразу все существующие в городе проблемы невозможно, что есть неотложные задачи текущего момента, а есть то, что возможно отложить на перспективу. Конечно, каждый депутат, прежде всего, представляет интересы своего округа. Однако Собрание депутатов, как орган местного самоуправления, в первую очередь должно отдавать приоритеты тому, что наиболее актуально для развития всего города. К слову, спорные моменты мы заранее отрабатываем на постоянных депутатских комиссиях и на заседаниях фракций политических партий. В итоге сессии Собрания депутатов, на которых принимаются все решения, проходят очень организованно, без излишних дебатов, которые зачастую не дают ничего, кроме затяжки времени.

– Из года в год бюджет Йошкар-Олы сохраняет свою социальную направленность. Какие отрасли требуют больше всего средств?

– Прежде всего, образование – сегодня это 62 процента всех бюджетных расходов. Мы вынуждены направлять значительные ресурсы на общеобразовательные школы и детские сады, школы искусств; надо подготовить условия для учебного процесса и надо предусмотреть повышение зарплаты работникам образования в соответствии с майскими указами Президента РФ.

Напомню, что с 2012 года из расходов городского бюджета исключена сфера здравоохранения, которая теперь перешла на республиканский уровень и финансируется бюджетом республики. Для города это определенное облегчение финансового бремени.

– Конечно, у Йошкар-Олы много проблем, но ведь есть и сдвиги, связанные, например, с улучшением городской инфраструктуры, в том числе транспортной…

– В последние годы в городском округе многое делается по ремонту дорог. В 2013-м в Йошкар-Оле отремонтированы 62 основные улицы – в заявленный срок, к 1 августа. То есть и мэрия, которая брала на себя соответствующие обязательства по ремонту, и депутатский корпус, который утверждал на сессии основные показатели по финансированию ремонта дорожного полотна в городе, свою задачу выполнили.

Кроме того, именно в нашем созыве уделяется большое внимание благоустройству дворовых территорий. На сегодняшний день отремонтировано порядка 700 дворов – примерно треть всех имеющихся в городском округе.

– Ремонт и реконструкция йошкар-олинских дорог ведутся на условиях софинансирования?

– Да. Из муниципального бюджета ежегодно выделяется по 70 – 80 миллионов рублей. Помогает правительство республики, получаем субсидии из федерального бюджета. В 2010 году по федеральной программе на эти цели Йошкар-Ола получила 200 миллионов рублей. В итоге за четыре последних года депутатский корпус направил на городские дороги порядка 500 миллионов рублей.

– А когда в Йошкар-Оле будет создан муниципальный дорожный фонд, благодаря которому у города появится больше возможностей для финансирования своего дорожного хозяйства?

– Формирование фонда начнется с января 2014 года. Фонд будет подконтролен Собранию депутатов, на сессиях будут утверждаться контрольные цифры, а расходовать его будет мэрия, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

– Что касается участия Йошкар-Олы в различных социально-экономических программах, то, может, городу стоит расширить их список?

– В городском округе в настоящее время работает 18 муниципальных программ, участвуем в трех федеральных программах. Но проблема в том, что собственных средств не хватает для полновесного софинансирования, и если их разделить на все программы, то на каждую выходит совсем понемногу. Поэтому и здесь приходится расставлять приоритеты.

Так, в этом году по программе переселения граждан из аварийного и ветхого жилья Йошкар-Оле было выделено 368 миллионов рублей, из них порядка 80 миллионов – из муниципального бюджета, и на эти деньги необходимо переселить 350 семей, дать им новые квартиры.

– Важной вехой в развитии городского округа стало принятие в 2010 году Генерального плана Йошкар-Олы. Генплан рассчитан до 2025 года, но уже сейчас Собрание депутатов дважды вносило в него изменения. С чем они связаны?

– Связаны с новыми экономическими условиями, новыми социальными проблемами и новыми инвестициями, которые сегодня помогают развиваться городу. Например, изменения потребовались для микрорайона Тарханово, где надо было построить индивидуальные дома и где сейчас преображается Тархановский парк. В Девятом микрорайоне возводятся церковь, новые объекты для отдыха граждан, торговый центр, реконструирована парковая зона. И конечно, понадобились коррективы для центра города, который по инициативе Главы Республики Марий Эл приобретает совершенно новый вид, причем на деньги не только города и республики, но в первую очередь частных инвесторов.

– Есть ли городские проблемы, решение которых упирается в несовершенство федерального законодательства?

– Да, периодически мы выходим с законодательными инициативами по внесению изменений в Административный кодекс РФ. Один из последних примеров – проблема распития спиртного на йошкар-олинских бульварах и в скверах. По федеральному законодательству это запрещено, однако штрафные санкции за факт распития не предусмотрены. Поэтому мы рассмотрели данный вопрос на нашей сессии и попросили Государственное Собрание Республики Марий Эл внести соответствующее предложение в Госдуму РФ. Сами также направили письма в Госдуму, обратились и в Совет федерации, в Правительство РФ, чтобы были внесены изменения в Административный кодекс РФ. Нам пришли ответы, что в первом чтении Дума рассмотрела этот законопроект, но пока он еще не принят.

– Есть ли сдвиги в решении проблемы начисления жителям платы за ОДН, которой в последние год – полтора депутатскому корпусу пришлось активно заниматься?

– Мы поднимали данную проблему и на сессиях, и на Днях депутата, постановлением главы городского округа была создана специальная рабочая группа, да и депутаты работали над этим вопросом в своих округах. Выходили с рекомендациями в те организации, от которых так или иначе зависит решение вопроса. И сегодня проблема открытости схемы начисления платы за общедомовые нужды уже находит понимание и в управляющих компаниях, и у поставщиков энергоресурсов. Уже и депутаты, и население знают, из чего складываются ОДН, находятся пути совместных решений управляющими компаниями и жителями в тех случаях, когда нужно провести проверки и по возможности снизить счета за ОДН. Кроме того, в Республике Марий Эл создана целая сеть общественных советов (в том числе и в Йошкар-Оле), которые занимаются вопросами ОДН.

– Участвует ли депутатский корпус в формировании в Йошкар-Оле территориального общественного самоуправления – ТОС?

– Инициатива в создании ТОСов принадлежит самим жителям, организационной подготовкой занимается мэрия и конечно же работают депутаты в своих округах: встречаются с жителями, принимают участие в собраниях ТОСов, помогают решать вопросы, поднимаемые территориальным общественным самоуправлением. Границы ТОС официально утверждаются городским Собранием. К настоящему времени создано 8 ТОСов на базе Семеновского территориального управления, ТОС в микрорайоне Гомзово, создаются ТОСы в Девятом и в Центральном микрорайонах. Йошкар-Ола пока делает только первые шаги, и нам есть чему поучиться у ряда районов республики, где территориальное общественное самоуправление уже довольно сильно развито.

– Леонид Ананьевич, помимо своей основной работы, связанной с организацией деятельности Собрания депутатов, вы также проводите личные приемы граждан: у себя в рабочем кабинете, в Общественно-политическом центре, в региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия», в своем избирательном округе «Первомайский». С какими вопросами обращаются люди к главе городского округа?

Обращаются с самыми разными вопросами. Чаще всего это проблемы обеспечения жильем, жилищно-коммунального обслуживания, ветхого и аварийного жилья, благоустройства, организации досуга. Немало высказывается проблем, связанных с предоставлением образовательных и медицинских услуг. Приходят не только йошкаролинцы, приезжают и люди из районов. Недавно, например, обратились даже по поводу получения российского гражданства – эта процедура, по мнению обратившейся женщины, слишком затянулась. Конечно, не все решается моими полномочиями. В таких случаях я разъясняю людям, как нужно действовать, в какую инстанцию следует обратиться, при необходимости направляю письмо-ходатайство в соответствующее учреждение.

– Расскажите об изменениях, связанных с выборами депутатов VI созыва.

– В Йошкар-Оле теперь будет 17 одномандатных округов вместо нынешних 35, соответствующие изменения в Устав муниципального образования уже внесены. При этом депутатов останется 35, как и сегодня, но из них только 17 будут избираться по одномандатным округам, а остальные 18 – по партийным спискам.

– А в чем смысл такой реформы?

– Смысл в том, чтобы больше использовать власть и влияние партий, включать их в процесс народной демократии на уровне не только федеральной власти и субъекта РФ, но и муниципалитетов. Какая партия наберет больше всего голосов, та и будет представлять в городском округе своих депутатов. Таким образом, политические партии станут более весомо влиять на развитие города, на принятие ключевых решений, касающихся его социально-экономических, градостроительных и иных значимых перспектив.

Беседовал Виктор ПАШКИН

от admin