Вонь отсюда!

Наболевшая проблема жителей Ширяйкова — зловонные запахи, которые разносят машины, перевозящие отходы с очистных сооружений. Проблема эта достаточно давняя и довольно остро стоит для тех, кто живет в тех краях. Дело в том, что улица Луначарского — центральная дорога микрорайона Ширяйково — служит маршрутом, по которому регулярно следуют машины с отходами. При этом, по мнению жителей, дело не ограничивается одними лишь запахами. 


НАБОЛЕВШАЯ ПРОБЛЕМА ЖИТЕЛЕЙ ШИРЯЙКОВА — ЗЛОВОННЫЕ ЗАПАХИ, КОТОРЫЕ РАЗНОСЯТ МАШИНЫ, ПЕРЕВОЗЯЩИЕ ОТХОДЫ С ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Проблема эта достаточно давняя и довольно остро стоит для тех, кто живет в тех краях. Дело в том, что улица Луначарского — центральная дорога микрорайона Ширяйково — служит маршрутом, по которому регулярно следуют машины с отходами. При этом, по мнению жителей, дело не ограничивается одними лишь запахами.

Жители Ширяйкова уже обращались и в Роспотребнадзор, и в другие инстанции. И вот теперь попросили редакцию «Й» поднять эту тему.

КУДА И ЧТО ВЕЗУТ ПО ЛУНАЧАРСКОГО

В машинах, регулярно следующих через Ширяйково, вывозят иловые осадки с очистных сооружений МУП «Водоканал» на специальный полигон, находящийся за городом. Это единственный маршрут, другого пока нет. И это необходимо для жизнеобеспечения всего городского округа.

В зависимости от ситуации на очистных число ежедневных рейсов и машин, в них задействованных, разнится. При наибольшей нагрузке бывало до шести рейсов с шестью машинами — итого 36 машин туда и столько же обратно, то есть 72 машины за день (заметим, что от порожних авто запах такой же сильный, как и от груженых). Когда ситуация в «авгиевых конюшнях» полегче, то и количество рейсов и машин, соответственно, уменьшается, подчас в разы.

Разумеется, чем больше рейсов и машин, тем сильнее недовольство местных жителей. Людей можно понять — достаточно пообщаться с ними минут 20 вблизи от злополучной дороги, когда по ней проезжают те самые авто. «Из-за отвратительных запахов мы даже не можем открыть форточки в собственных квартирах», — говорит представитель комитета ТОС «Ширяйково» Владимир Бубеков.

Кроме того, как говорит председатель ТОС «Ширяйково» Людмила Золотова, часть содержимого машин остается на проезжей части, в результате чего при высыхании оставшиеся на дороге частицы «рассыпаются и смешиваются с дорожной пылью, которой в итоге дышат все находящиеся рядом с дорогой люди».

ЧТО ГОВОРЯТ СПЕЦИАЛИСТЫ

Так что же, дело в машинах? Может, они должны быть другими — более герметичными, закрытыми или вообще специальными? Как пояснил нам руководитель очистных сооружений МУП «Водоканал» Сергей Новоселов, в специальных ассенизационных машинах перевозят жидкие бытовые отходы (или по-простому — фекалии), которые закачивают из канализации и выгребных ям. Иловые же осадки с очистных ввиду их консистенции перевозят в обычных кузовах.

А вот что сказали в Управлении Роспотребнадзора по РМЭ. «Специально технические нормы к оборудованию специализированного автотранспорта в санитарном законодательстве отсутствуют, — прокомментировал ситуацию заместитель начальника отдела санитарного надзора Александр Молотихин. — Вопрос закрытости кузова при перевозке отходов санитарным законодательством не регулируется. Однако в соответствии п. 3.19 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при транспортировке отходов конструкция и условие эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь отходов и загрязнения окружающей среды».

То есть в принципе все просто: машина уехала — запах развеялся, лишь бы на дороге ничего не оставалось. Но вероятность этого, к сожалению, полностью не исключается. В 2012 году был инцидент, когда по заключению Роспотребнадзора, «в ходе санитарно-эпидемиологического обследования ул. Луначарского с проведением лабораторных исследований атмосферного воздуха установлены факт потери иловых осадков с кузова автомобиля на проезжую часть улицы и содержание сероводорода с превышением предельно допустимой концентрации». Тогда, как положено в подобных случаях, в отношении МУП «Водоканал» возбудили дело об административном правонарушении.

Разумеется, специалисты «Водоканала» стараются делать все, чтобы подобные случаи не повторялись. По словам руководителя очистных сооружений МУП «Водоканал» Сергея Новоселова, для обеспечения герметичности машин, в которых возят иловые осадки, задние борта кузовов регулярно запенивают. Водителей машин постоянно инструктируют на предмет осторожной езды.

Конечно, не исключено падение каких-то частиц при случайной встряске или резком замедлении скорости, когда машину с отходами подрежет какой-нибудь лихач. К слову, насчет встряски: после того, как улица Луначарского благодаря усилиям администрации Йошкар-Олы была отремонтирована, этот фактор уже не тот, что раньше. Еще, по словам специалиста «Водоканала», с машин возможно падение капель, когда в дождливую погоду иловые осадки несколько меняют свою обычную консистенцию.

В какой мере все это фактически имеет место, чтобы можно было говорить о нарушении санитарных норм? Ответ, опять же, даст Роспотребнадзор. Как нам сообщил заместитель начальника отдела санитарного надзора Александр Молотихин, «в настоящее время Управлением Роспотребнадзора по РМЭ рассматривается обращение по указанному вопросу депутата Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Павла Лапшина. В рамках рассмотрения обращения запланированы проведение исследований атмосферного воздуха и осмотр территории в районе Ширяйково по пути следования автотранспорта».

ДРУГОЙ ДОРОГИ НЕТ. НО БУДЕТ

Как бы ни развивалась дальше ситуация, специалисты «Водоканала» правы в следующем: другой дороги, по которой можно вывозить иловые осадки с очистных сооружений на полигон, в Йошкар-Оле пока нет. Правда, как сказал Сергей Новоселов, «решить этот вопрос поможет новая объездная дорога, которую власти начнут строить в следующем году». Дорогу построят, надо полагать, года за два. На этом, собственно, проблема закроется.

Также, по словам Сергея Николаевича, «помог бы решить проблему цех по сжиганию отходов, но строительство подобного объекта стоит около 500 миллионов рублей, а подобная сумма пока для бюджета неподъемна».

Татьяна МОМЗЯКОВА,  Виктор ВИТАЛЬЕВ