Насколько можно верить опросам по изучению общественного мнения? Почему сегодня люди не хотят отвечать на вопросы в анкетах? Каковы новые технологии социологических опросов? Обо всем этом поведал журналистам генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, на прошлой неделе посетивший Республику Марий Эл с рабочим визитом.


НАСКОЛЬКО МОЖНО ВЕРИТЬ ОПРОСАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ? ПОЧЕМУ СЕГОДНЯ ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ В АНКЕТАХ? КАКОВЫ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ?

Обо всем этом поведал журналистам генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, на прошлой неделе посетивший Республику Марий Эл с рабочим визитом.

Валерий Федоров – директор Всероссийского центра изучения общественного мнения с 2003 года, сама организация существует уже более 25 лет. Это первый институт в СССР и России, который стал регулярно изучать мнение и реакцию общества на ряд важных процессов и событий вплоть до составления рейтингов настроения в определенные периоды жизни страны.

Главный заказчик исследований – государство в лице администрации Президента РФ, различных министерств и ведомств, а также различные частные компании и некоммерческие организации. Как отметил Валерий Валерьевич, проведение опросов – дело затратное, практически 90 процентов исследований проводится по заказу, и только около 10 процентов – на темы, выбранные самим центром.

По словам директора ВЦИОМ, их часто обвиняют в том, что подсчеты центра неверны, причем происходит это обычно, когда результаты просто кого-то не устраивают. В России существует так называемая большая тройка центров изучения общественного мнения, в которую входят ВЦИОМ, Фонд «Общественное мнение» и «Левада-Центр». Это самые крупные центры с большой сетью интервьюеров и работников региональных филиалов.

По словам Федорова, если даже политические взгляды сотрудников в чем-то разнятся, то цифры в большинстве случаев совпадают или очень близки с учетом погрешностей. Это говорит о том, что если опросы проводить честно и профессионально, то результаты всегда будут идентичными, какой бы социологический институт их ни проводил.

Тем не менее разниться показатели могут, но в зависимости от используемой методологии. Валерий Валерьевич посоветовал при сравнении рейтингов и результатов опросов, составленных разными исследователями общественного мнения, учитывать формулировки, время проведения опросов, а также критерии подсчетов. Ну а доверять все-таки следует тем компаниям, что существуют на исследовательском рынке уже давно и хотя бы имеют свой сайт со всеми данными. «Главный бич современного мира – это то, что сейчас легко зарегистрировать свою компанию, которая может не провести опрос и опубликовать мифические результаты», – отмечает директор ВЦИОМ.

Классическим методом проведения опросов, конечно же, является личное интервью, когда интервьюеру выдается анкета, маршрутный лист и он лично обходит граждан. На данный момент это самый неблагодарный метод, и связано это не только с большой трудоемкостью, но и с растущим взаимным недоверием в обществе. По словам Федорова, если 25 лет назад у людей было огромное желание говорить, то сейчас оно резко упало.

Связано это как с тем, что люди не видят смысла выражать свое мнение, потому что, как они считают, от этого ничего не изменится, так и с нехваткой времени, тотальной занятостью – мало кто готов потратить сорок минут, чтобы ответить на вопросы анкеты.

Поэтому сейчас все чаще используют телефонные опросы, которые дешевле, легче проводить и проще контролировать, потому что все разговоры записываются, или же опросы в Интернете, в тех же социальных сетях. Правда, здесь появляется такая проблема, как идентификация личности. Кстати, в России, по словам директора ВЦИОМ, в соцсетях проводят гораздо больше времени, чем в других странах, причем для нас иметь аккаунты сразу в нескольких – норма.

Как говорит Валерий Федоров, время личного интервью уходит, а на горизонте уже маячат безопросные технологии – по типу датчиков, используемых в медицине (к примеру, когда пациент-диабетик нажимает на кнопку, если ему срочно нужно ввести в организм инсулин). Как именно это будет работать в социологии, пока не особо ясно, но развитие в этом направлении существует. Главная цель – сделать опросы ненужными, но при этом получать больше информации.

Во время пресс-конференции Валерий Валерьевич рассказал также о готовящемся рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России. Дело в том, что примерно полтора года назад президент России поставил задачу улучшить инвестиционный климат в стране. А по экономическим исследованиям, он в России не лучший, что подтверждают также независимые исследования, проводимые в рамках проекта Всемирного банка Doing Business. Этот проект позволяет объективно оценить законодательство, связанное с регулированием бизнеса, и его применение в 189 странах, а также в отдельных городах на поднациональном и региональном уровнях, и в этом рейтинге Россия находится не на лидирующих позициях. Потому было решено составить подобный рейтинг субъектов РФ, чтобы понять, как работают на практике законодательные решения, принимаемые на уровне страны, в регионах. Социологи и ученые ВЦИОМ провели соответствующие исследования по заказу Агентства стратегических инициатив по методологии международной консалтинговой группы. Главный элемент методики – это опрос около 300 предпринимателей в регионах страны по конкретным вопросам. Результаты будут обнародованы в июне на Петербургском международном экономическом форуме, причем в рейтинге будут обозначены самые различные показатели – от скорости регистрации предприятий до лицензирования и кредитной поддержки банков. Войдет ли Марий Эл в число инвестиционно привлекательных регионов?

Ирина СУВОРОВА

 

от admin