Второй свежести не бывает

В редакции «Й» прошла горячая линия управления Роспотребнадзора по республике Марий Эл. Посвящена она была теме качества пищевых продуктов, деятельности предприятий общепита, а также охвату детским питанием в школах и дошкольных учреждениях. Такая тема была выбрана неспроста, ведь 15 марта прошел Всемирный день защиты прав потребителей под девизом «Сфокусируем права потребителей на здоровом питании».


В РЕДАКЦИИ «Й» ПРОШЛА ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ. ПОСВЯЩЕНА ОНА БЫЛА ТЕМЕ КАЧЕСТВА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕПИТА, А ТАКЖЕ ОХВАТУ ДЕТСКИМ ПИТАНИЕМ В ШКОЛАХ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Такая тема была выбрана неспроста, ведь 15 марта прошел Всемирный день защиты прав потребителей под девизом «Сфокусируем права потребителей на здоровом питании».

На вопросы читателей отвечали начальник отдела защиты прав потребителей Людмила Макарова, заместитель начальника отдела Харис Сафин, заместители начальника отдела санитарного надзора Татьяна Шишмакова и Людмила Попенова.

Лариса Михайловна:

— Можете ли вы проверить какой-то магазин или предприятие общественного питания по заявлениям граждан?

— Да. Проверки у нас бывают плановые и внеплановые. Внеплановые — как раз по обращениям граждан. Однако мы не по каждой жалобе можем провести проверку. Заявление должно быть обязательно письменное и не анонимное, с указанием конкретного предприятия и его адреса, в котором вы обнаружили некачественные продукты, а также какую именно продукцию нужно проверить (если это магазин).

Елена:

— В одно время по всей России проверялись рестораны «Макдоналдс». Хотелось бы узнать, проводилась ли проверка в Йошкар-Оле и нашли ли что-нибудь?

— Да, проверяли. По нашему предприятию были выявлены текущие нарушения, которые в дальнейшем были устранены.

— Недавно мы заказывали на дом роллы. Когда открыли упаковку, оказалось, что они не очень свежие. Что нам нужно было делать в такой ситуации?

— В первую очередь необходимо сразу обращаться в то кафе, где был сделан заказ. Они обязаны поменять вам данную продукцию или же вернуть деньги. Если этого не сделано, то вы можете обратиться письменно с претензией. В первую очередь, на любом предприятии должна быть книга жалоб. Также вы можете написать заявление в наш адрес — Управление Роспотребнадзора.

Валерий К.:

— Насколько я знаю, в Роспотребнадзоре существует лаборатория, куда можно сдать продукты на экспертизу. А можно ли проверить продукты со своего огорода?

— Для обеспечения деятельности нашего ведомства лабораторные исследования осуществляются ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РМЭ». Гражданин лично может обратиться с заявлением на проведение проверки продукции со своего огорода, однако в этом случае услуга будет платной. В ходе контрольно-надзорных мероприятий также проводятся исследования пищевой продукции и продовольственного сырья.

Анна А.:

— Купила в магазине картошку, стала ее чистить и поняла, что она гнилая. То же самое было как-то с пельменями: сварили, стали есть, оказалось, что есть их невозможно. Можно ли возвращать такие продукты в магазин?

— Некачественные продукты, несомненно, можно и нужно возвращать продавцу. У нас были обращения с жалобами на качество картофеля, которые в ходе проверки подтвердились. Должностные лица были наказаны за то, что не была проведена предпродажная подготовка.

Роман:

— В каких случаях вы можете закрыть то ли иное кафе?

— Закрыть предприятие может только суд. Если мы устанавливаем какие-то серьезные нарушения, представляющие угрозу здоровью граждан например нет воды или нарушается поточность технологического процесса производства (изготовления) пищевой продукции, неисправно холодильное оборудование и т. д., тогда мы составляем протокол о временном приостановлении деятельности и направляем его в суд. Суд рассматривает материалы и может вынести решение о приостановлении деятельности предприятия максимум на 90 суток.

Ольга Ф.:

— У Республиканской больницы часто вижу, как продают на лотках пряники, булочки и т. д. на улице. Это ведь незаконно?

— Разносная торговля существует и может быть представлена на ярмарках, на праздниках либо сезонно (в летний период), но это все с разрешения администрации города. В вашем случае это, скорее всего, несанкционированная торговля.

Ирина А.:

— В супермаркетах на продуктах своего производства обычно приклеены ярлычки, на которых указана дата изготовления. Меня всегда интересовал вопрос: а не могут ли в магазинах смухлевать и переклеить ярлычок на новый? Это можно как-то проверить? И есть ли какие-то нормативы касательно шрифта? А то порой так мелко написано, что ничего непонятно.

— Это все на совести продавцов. Если купили продукцию, которая вызывает сомнение в свежести, но при этом дата изготовления стоит сегодняшняя, то предъявляйте претензию. Работает все тот же механизм обращений.

А что касается шрифта, то законодательством это не нормируется (не считая табачной продукции). Главное — сведения о товаре должны быть в маркировке, но так как информации подчас много, то она может быть размещена как на этикетках, так и на листах-вкладышах.

Валентина Дмитриевна:

— По каким нормативам регулируется питание в детских садах и школах? Можно ли ребенку в детском саду давать колбасу? Если да, то в каком виде она должна подаваться?

— Питание в детских садах и школах нормируется и регулируется санитарными правилами. Колбаса — не запрещенный продукт. Есть требования, по которым все продукты должны проходить термическую обработку. При этом жарка не рекомендуется.

По санитарным требованиям некоторые продукты ребенок должен получать каждый день: молоко, мясо, овощи, масло сливочное, растительное, а вот рыбу, творог, яйца может получать раз в 2 — 3 дня.

В буфетах запрещены газированные напитки, чипсы, «ролтоны», разрешается молоко пакетированное, чай, выпечка. Сейчас в городе и республике стало гораздо лучше с детским питанием. Работала программа по охвату детским питанием, благодаря которой провели реконструкцию пищеблоков в школах, заменили оборудование, посуду. В прошлом году охват детским питанием составил 89,5 процента.

— Когда на упаковке сока пишут, что он стопроцентно натуральный, а в составе — пюре, можно ли его считать натуральным?

— Сок — это пищевой продукт, который получен из съедобных частей доброкачественных, спелых, свежих или сохраненных свежими либо высушенных фруктов или овощей и в котором сохранена характерная для сока из одноименных фруктов и овощей пищевая ценность. Сок может быть осветленным, с мякотью — в этом случае могут быть добавлены концентрированные натуральные ароматообразующие фруктовые или овощные вещества, фруктовая или овощная мякоть, фруктовое или овощное пюре (в том числе концентрированное — для восстановленного сока), клетки цитрусовых фруктов. Смешанный сок производят путем смешивания двух и более различных соков, также может быть смешение фруктовых или овощных пюре. Таким образом, в составе натурального сока может присутствовать пюре.

Кроме того, есть также такое понятие, как нектар, именно нектар в большей части присутствует на прилавках наших магазинах. И это уже другое, это не сок. Но вот если на упаковке написано крупными буквами сок, а потом мелкими — нектар, то это уже введение в заблуждение потребителя.

Записала Ирина СУВОРОВА