14 сентября  текущего года состоятся выборы депутатов в собрание депутатов городского округа «город Йошкар-Ола». Предвыборная кампания уже  началась. В связи с этим мы решили поинтересоваться у первого заместителя мэра города Йошкар-Олы Павла Вячеславовича Плотникова: каким должен быть кандидат в депутаты? 


14 СЕНТЯБРЯ  ТЕКУЩЕГО ГОДА СОСТОЯТСЯ ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ В СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЙОШКАР-ОЛА». ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ УЖЕ  НАЧАЛАСЬ

В связи с этим мы решили поинтересоваться у первого заместителя мэра города Йошкар-Олы Павла Вячеславовича Плотникова: каким должен быть кандидат в депутаты?

Вопрос отнюдь не праздный, учитывая, что, по сведениям избирательной комиссии, официально зарегистрирован 121 кандидат, 35 из которых  будут представлять интересы жителей городского округа «Город Йошкар-Ола» в представительном органе местного самоуправления – Собрании депутатов, и выбор предстоит более чем серьезный.

– Павел Вячеславович,  впереди – выборы. На ваш взгляд, каков он – идеальный депутат?

– Депутат – лицо, ответственное представлять интересы своего округа, жители которого его выбрали. Численность избирателей в каждом из сформированных округов на сегодняшний день составляет от 500 до 2,5 тысячи человек. Баллотирующийся в Собрание должен осознавать, для чего он идет в депутаты, что он может сделать для тех, кто доверил ему свой голос.  От этого будет зависеть то, каким образом в последующем он будет принимать участие в заседаниях и нормотворческой работе представительного органа: реально отстаивая интересы жителей своего округа либо лоббируя собственные. 

– Павел Вячеславович, глядя на предвыборные обещания некоторых кандидатов, складывается впечатление, что не все из них представляют, какая ответственность ляжет на их плечи. Вы работали с разными созывами, на ваш взгляд, есть ли у кандидатов понимание того, чем им предстоит заниматься в выборном органе?

– Кандидат в депутаты должен иметь представление о разграничении компетенции между различными уровнями власти и в тех вопросах, которые законодательно отнесены к вопросам местного значения, и хотя бы знать общие понятия о бюджетном законодательстве и порядке формирования бюджета.  Отмечаю это, поскольку зачастую предвыборные программы кандидатов действительно содержат громкие, красивые  обещания, исполнение которых невозможно в силу того, что это не входит в компетенцию городских депутатов, не соответствует положениям федерального законодательства либо находится за пределами государственного, муниципального регулирования.

Депутат, безусловно, должен знать насущные проблемы своего округа: о  дворовых территориях и внутриквартальных проездах,  требующих ямочного ремонта, местах, где необходимо водоотведение, о том, какие дома требуют проведения капитального ремонта, в каких дворах требуется благоустройство, установка детской площадки, малых архитектурных форм и т. д. 

Действительно, сразу понятно, что один душой болеет за свой округ на сессиях и постоянных депутатских комиссиях при принятии решений и вопросов, отстаивает интересы своих избирателей, другой отстаивает свои личные интересы, забывая об интересах избирателей.

Отрадно, что уже сейчас многие кандидаты приходят с конкретными четко составленными планами работы: они проанализировали ситуацию, встретились с населением, составили паспорт округа, выявили проблемы, ряд из которых не решается уже десятилетиями. Но что еще более важно, депутат должен знать способы и пути решения данных проблем, а в тех случаях, когда нет возможности решить данные вопросы за счет бюджета, быть готовым принять на себя ответственность, искать и находить альтернативные ресурсы и возможности либо делать это самостоятельно и за свой счет.

– Не все кандидаты в депутаты городского округа имеют такие возможности…

– Да, возможно, это будет в ущерб их собственным интересам. Но ведь деятельность депутата не имеет перед собой цели извлечения прибыли: это общественная деятельность, требующая затрат как времени, так и зачастую финансовых средств. К кому мы вынуждены обращаться в тех случаях, когда денежные средства в бюджете не предусмотрены? Когда требуется оказать срочную помощь погорельцам или беженцам? К депутатам и предпринимателям города.

Я ни для кого не открою секрет, если скажу, что бюджет города – дефицитный и дотационный и на сегодняшний день не позволяет в полной мере обеспечить решение вопросов местного значения так, как мы бы этого хотели. Нам приходится выбирать: направить средства на ремонт дорог или дворовых территорий, отремонтировать детский сад или продолжить строительство водовода…

В таких условиях просто диву даешься, видя обещания некоторых кандидатов повального благоденствия жителям округа: бесплатный транспорт, благоустройство всех городских дворов, повышение зарплат, снижение тарифов и т. д. Хочется задать простой вопрос: за счет каких источников? Замечу, что такие обещания не имеют под собой реальных оснований: люди, их давшие, не обращались в администрацию города, не знают перспектив развития отрасли и имеют, судя по всему, довольно туманные и поверхностные представления о том, как они их собираются реализовывать. По сути, это пустые обещания. И, как часто бывает, про них забудут сразу после подведения итогов выборов. Я хочу сказать, что время пустых обещаний давно  прошло, каждое должно подкрепляться действиями, за каждым должны стоять конкретные дела. Избирателям необходимо более сознательно делать свой выбор и не верить таким обещаниям.

Вот и выходит, что одни кандидаты занимаются пересылкой жалоб жителей округа в прокуратуру или администрацию города, принимая на себя функцию передаточного звена, ненужного посредника, а другие уже сейчас, не дожидаясь выборов, помогают жителям.

Есть реальные примеры: одни кандидаты пересылают просьбы своих избирателей о благоустройстве дворовой территории в администрацию, а другие самостоятельно, за свой счет, за счет предпринимателей благоустраивают дворы, ставят детские и спортивные площадки, устраивают праздники для жителей близлежащих многоквартирных домов и приглашают нас, администрацию города, на открытие.

Одни просят решить вопрос о самовольной стоянке в одном из дворов Йошкар-Олы, вторые реально помогают жителям этого двора собрать и оформить документы на данный земельный участок, чтобы прибыль от этой стоянки направлялась на благоустройство двора и ремонт многоквартирных домов.

– Как будет налаживаться и вестись работа с новым депутатских корпусом?

– Я надеюсь, что с формированием нового депутатского корпуса мы продолжим работу по тем направлениям, по которым на сегодняшний день намечены перспективы развития  и достигнуты определенные результаты: это улучшение содержания улично-дорожной сети, капитальный ремонт и реконструкция автомобильных дорог, пополнение  городского парка специализированной и коммунальной техникой, постепенное, пусть и не такое быстрое, как хотелось, обновление троллейбусного парка,   благоустройство мест общего пользования, дворовых территорий, парков, скверов,  переселение жителей из аварийных домов, решение вопросов водоотведения, строительство новых детских садов, ремонт учебных учреждений, модернизация оборудования школ и спортивного инвентаря.

А от депутата, как от человека, который будет представлять интересы жителей, напрямую будет зависеть, примет ли участие округ в городских, республиканских программах по благоустройству, попадут ли дворовые территории этого округа в программу по асфальтированию,  или же они останутся со своими проблемами один на один. От того, насколько правильно депутат сможет выстроить свои взаимоотношения с избирателями, с коллегами по депутатскому корпусу, с представителями других органов власти, с предпринимательским сообществом, зависит эффективность его работы.

В связи с чем мне лично в корне неправильной кажется позиция тех кандидатов, которые уже сейчас строят свою предвыборную программу, противопоставляя себя представителям других партий и кандидатов. Это не бескомпромиссность, и один в поле не воин. Каким бы хорошим и положительным он ни был, в одиночку он проблем не решит, а неумение договариваться ни к чему хорошему не приводит. Мне лично видится, что человек, сознательно решивший посвятить себя депутатской деятельности, должен уже сейчас выстроить отношения с жителями, интересы которых он намерен представлять, с предпринимателями и организациями, с руководителями учреждений, расположенных на территории округа.

– Как вы думаете, кто или что может оказать помощь депутатам в их работе?

– Уверен, что важным подспорьем в налаживании таких отношений являются ТОСы – территориальные общественные самоуправления, которые создаются в одном или нескольких многоквартирных домах или объединяют жителей нескольких домов или улиц частного сектора для самостоятельного (и под свою ответственность) осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. 

Советское «доприватизационное» законодательство подразумевало, что государство самостоятельно решает все вопросы содержания и обслуживания домов и придомовых территорий через специально созданные органы и государственные организации. Действующее жилищное законодательство предоставило всю полноту правомочий собственникам. Никто – ни правительство, ни администрация города, ни управляющие компании – не вправе принимать решения о том, как распорядиться общим имуществом многоквартирного дома, как наиболее эффективно и в интересах всех жильцов его использовать, только сами собственники.

Согласно нормам закона ТОСы могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.

– Павел Вячеславович, есть ли  предпочтения при реализации программ по благоустройству городских территорий, дворов домов?

– Уже сейчас при реализации общегородских программ благоустройства предпочтение отдается тем территориям, домам, в которых созданы и действуют ТОСы. И практика показала, что эта система является эффективной – люди, объединившиеся для решения конкретной проблемы, как правило, это обустройство дворовой территории, продолжают совместно осуществлять деятельность и после достижения этой цели. И оказывается, что многие проблемы, которые раньше казались неразрешимыми, можно решить, причем зачастую для этого не требуется существенных финансовых затрат. В таких домах или районах частного сектора решение о том, нужно ли делать парковку или, наоборот, сохранять зеленые насаждения, где лучше расположить контейнерную площадку, принимает не администрация города, а сами граждане.

И депутаты для эффективной работы, для создания  не формальной, а реально действующей системы обратной связи с избирателями должны проводить разъяснительную работу и оказывать содействие жителям своего округа при  объединении в ТОС.

– Есть ли отличие этих выборов от прошлых?

– На мой взгляд, эта избирательная кампания отличается от предыдущих тем, что, во-первых, в этом году более значительная численность кандидатов в депутаты, а во-вторых, многие из этих кандидатов живо интересуются проблемами горожан и работают с жителями Йошкар-Олы, ищут пути решения имеющихся проблем, составив четкий конкретный план работы на перспективу и уже исполнив ряд пожеланий избирателей еще до выборов, строят свою будущую работу не на критике власти, а взяв часть расходов по решению определенных вопросов на себя.

– Как вы считаете, что самое важное при выборе кандидата в депутаты?

Выбор – дело серьезное, здесь каждый решает сам, но хочу отметить, что выборы депутатов – это решение, от которого зависит то, будут ли услышаны и исполнены пожелания жителей,  найдут ли они отражение в программах, принимаемых на уровне города и республики, будет ли  иметь место развитие или стагнация города.  Это право каждого избирателя отдать свой голос за того кандидата, которому он доверяет, и одновременно – ответственность за свой выбор.

Беседовала Наталья БАЖИНА  

от admin