Зачем бомжиха читает Шекспира

Без знания жизни не создать полноценной драматургии. Эту истину лишний раз подтвердил республиканский конкурс марийских пьес. Этот конкурс — традиционный, нынче он проводился в 6-й раз. На суд жюри было представлено 18 драматургических произведений. Всего же за всю историю конкурса было прислано 106 пьес. 


БЕЗ ЗНАНИЯ ЖИЗНИ НЕ СОЗДАТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ. ЭТУ ИСТИНУ ЛИШНИЙ РАЗ ПОДТВЕРДИЛ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС МАРИЙСКИХ ПЬЕС

Этот конкурс — традиционный, нынче он проводился в 6-й раз. На суд жюри было представлено 18 драматургических произведений. Всего же за всю историю конкурса было прислано 106 пьес.

Какая она, марийская драматургия, в плане художественного уровня? О чем пишут современные марийские авторы, насколько они оригинальны, самобытны? Об этом — интервью с литературоведом Наталией Ивановной КУЛЬБАЕВОЙ.

— Наталия Ивановна, для начала расскажите о работах, победивших в нынешнем конкурсе.

— Первое место заняла пьеса «Поминки по свинье» Геннадия Гордеева. Это инсценизация двух рассказов М. Шкетана — «Поминки по свинье» и «Потай Сопром». Инсценизация была представлена впервые за всю историю конкурса.

Второе место заняла комедия Зинаиды Долговой «Фрау Бергер». Пьеса жизненная. Она о том, что жизнь человека продолжается, когда ему далеко за 50 лет, когда он живет на своей родной земле и действительно осознает, что это его земля. По сюжету судьба свела пятерых мужчин в одной деревне, они все были одноклассниками. И эти мужчины узнают, что некая немка — фрау Бергер — хочет купить их родные земли. Конечно, это их задело, и они начали действовать. В пьесе есть и юмор, и боль, и мудрость.

Третье место заняла пьеса Валерия Абукаева «Барское золото». Он не первый раз участвует в конкурсе, его пьеса-сказка «Токтар патыр» в 2008 году заняла 1 место. В этом году он представил комедию из деревенской жизни. В деревне, где происходит действие пьесы, было поверье, что где-то закопан клад, в итоге мысль о нем стала точить некоторых людей. Параллельно в этой комедии есть выстраданные и с болью написанные строки о жизни деревни — обо всех сложностях современной деревенской жизни. Там есть замечательные комические сцены, пьеса современная. Пьеса вообще получается хорошая тогда, когда драматург знает законы сцены. Когда пьеса сценичная, тогда все и получается. Мне кажется, что эта пьеса именно такая. У Валерия Абукаева в 1992 году была поставлена его первая пьеса-сказка «Хитрый заяц» в ТЮЗе, так что он какой-то опыт работы в театре имеет.

четвертое место заняла пьеса для детей «Голубиная семья», автор тоже Геннадий Гордеев. Эта пьеса поднимает проблему сиротства при живых родителях.

— Почему именно эти пьесы стали победителями?

— Они цельные, современные, сценичные и написаны хорошим языком. Сейчас ведь вообще чаще говорят «тексты», а не «пьесы». То есть это какой-то материал, с которым можно работать, как угодно. На этом конкурсе были, конечно, и тексты, и довольно много. А вот эти пьесы — законченные художественные произведения, поэтому мы их и выбрали.

— Не секрет, что этот конкурс открывает новых драматургов…

— Да, это так. Например, драматург Зинаида Долгова — открытие этого конкурса. Еще на первом конкурсе в 2003 году была отмечена ее пьеса «Белый цвет борщевика». Спектакль по этой пьесе, который поставил Василий Домрачев, был потом показан на фестивале «Майатул» в 2004 году, и в том же году он участвовал на фестивале «Кугу сорта». Был у нас в республике такой единственный фестиваль этно-арта всероссийского масштаба. Спектакль был удостоен диплома.

Также открытием конкурса стал драматург Александр Петров. Раньше он был редактором газеты «Кугарня». С успехом шли его фарсовые комедии «Опять стучатся в дверь» и «Пупкин женится». Потом Мария Илибаева — это известный наш прозаик, автор нескольких романов. Она в 2011 году написала очень славную комедию «Разводитесь? Не разводимся!». В этой комедии соблюдены шкетановские традиции. Она одноактная, но когда по ней ставили спектакль, ее доработали до «полнометражной». В результате пьеса что-то потеряла, но и что-то новое приобрела. По сути, получилась новая пьеса, которая рассказывает о том, что любовь никуда не исчезает, просто меняется и приобретает новые формы, а сама энергия любви не теряется.

В том же, 2011 году появился новый молодой автор — Владимир Матвеев. Он известен как эстрадный певец и журналист. Он написал монопьесу «Марпа». Сама форма монопьесы очень сложная: судьбу своей героини он органично, изящно и корректно сплел из судеб нескольких женщин. Получилась типичная судьба марийской женщины-крестьянки, которой довелось жить в советское время.

— За 10 лет существования конкурса вы ознакомились со множеством пьес. Есть ли у авторов излюбленные темы, или же все пьесы очень разные?

— Самая популярная — тема деревенской жизни. Правда, в последнее время стали появляться пьесы, действие которых происходит в городе, так что круг, можно сказать, расширяется.

— А какие жанры присутствуют?

— Излюбленный жанр у нас все-таки комедия, причем музыкальная — с песнями, танцами. Правда, хочется, чтобы некоторые комедии были не просто для веселья, а чтобы в них присутствовали конструктивные мысли, чтобы зритель не только отдохнул и посмеялся, но еще и унес что-то с собой.

На этом конкурсе всего было представлено 7 драм, 7 комедий и 4 сказки. 4 сказки — это много, это хорошо. И хотя сказки обычно для детей, но хорошо поставленная сказка ведь и взрослым интересна. Возможно, когда-нибудь со временем в рамках этого конкурса, или, может быть, появится отдельный конкурс на лучшую детскую пьесу.

— Все авторы присылают свои работы под псевдонимами, причем каждый может прислать сразу по нескольку пьес. И хотя конкурс открывает новые имена, но все же участвуют в основном одни и те же авторы. Бывает так, что вы узнаете авторов по стилю?

— Каждая пьеса все равно требует какого-то своего стиля, не всегда можно узнать. Порой мы догадываемся, конечно, но не всегда. На втором конкурсе, в 2004 году, Вячеслав Абукаев-Эмгак представил 2 пьесы — «Алиса, Анфиса, Аниса» и «Четверть века спустя», занявшие 2 и 4 места. И настолько они были не похожи! Ни за что бы не догадались, что это один автор.

— Современные пьесы в целом какие?

— Знаете, в некоторых пьесах просвечивает сериальное мышление. Пьеса для театра строится на одном основном конфликте, и на глазах зрителя он должен зародиться, пройти все перипетии и разрешившись прийти к финалу.

Штампы сериальные пронизывают пьесы. Если бизнесмен — то всегда злодей. В нескольких пьесах встречается образ девушки — избалованной дочки богатых родителей, которая делает ставку на свою красоту.

И еще, чтобы писать пьесу, надо знать материал, о котором пишешь. Например, в одной из представленных пьес героиня бомжует. И это все так красиво, умозрительно описано: она живет под мостом, у нее в коробке лежат Шекспир, Достоевский, Ницше, и она эти книги читает, чтобы быть интересной своему сыну, которого она мечтает отыскать. Ну что тут сказать: не верю!

Вообще, драматургия требует знания жизни. Ведь конфликт действует по принципу отражения солнца в капле воды: несколько человек, какая-то локальная ситуация, а проблема-то оказывается огромная. Не зря драматургия — это один из самых сложных видов литературного творчества. Здесь нужно действие, а часто действия мало, но много слов.

— А в пьесах, которые проиграли, есть что-то особенное?

— Каждая пьеса, даже которая не стала победительницей, имеет какую-то изюминку. Если автор не поленится, будет работать дальше, с режиссером поработает, многие из этих пьес могут стать достойными. В ноябре как раз планируется провести семинар драматургов, чтобы обсудить работы, а также подсказать и помочь авторам.

— На ваш взгляд, в настоящее время достаточно ли современных марийских пьес ставится в наших театрах?

— Слава богу, в репертуаре наших театров присутствует современная национальная драматургия. Особенно в ТЮЗе, этот театр вообще можно назвать театром современной марийской драматургии. С самого начала Олег Иркабаев работал с драматургами: была такая творческая лаборатория молодых драматургов, которая в последние годы оформилась в объединение «Новая пьеса», возглавляемое Геннадием Гордеевым.

— Что вы можете сказать в целом о состоянии современной марийской драматургии? Она развивается?

— Думаю, что конкурс дал очень хороший стимул для развития современной марийской драматургии. Пьесы представляются раз в два года, и театр имеет время для воплощения их на сцене. К тому же авторы и сами несут свои работы в театры, необязательно через конкурс. Марийская драматургия развивается, хотя конечно же всегда хочется, чтобы пьес было больше. У нас есть хорошие пьесы, но все же их не настолько много, как хотелось бы.

Беседовала Ирина СУВОРОВА