Затронуть душу ребенка — высшая награда

Всем известен ежегодный конкурс «Учитель года» среди преподавателей общеобразовательных школ. Но не все знают, что аналогичный конкурс проводится и среди педагогов художественного образования.


ТАК СЧИТАЕТ ВЕРОНИКА ГЕОРГИЕВНА КУЗНЕЦОВА, ПОБЕДИТЕЛЬ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГОДА — 2013» СРЕДИ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Всем известен ежегодный конкурс «Учитель года» среди преподавателей общеобразовательных школ. Но не все знают, что аналогичный конкурс проводится и среди педагогов художественного образования.

В Марий Эл его организовывает Министерство культуры республики, в этом году он проходил в 4-й раз. Участвуют в нем педагоги как начального (ДШИ), так и среднего профессионального (художественное училище, колледж культуры и искусств) образования.

В гостях у «Й» — одна из победительниц в номинации «Преподаватель детских музыкальных, художественных школ и школ искусств» Вероника Георгиевна Кузнецова. Она работает в Национальной президентской школе искусств, в которой когда-то училась (тогда это была музыкально-художественная школа-интернат № 1).

— Вероника Георгиевна, как вы пришли в свою профессию?

— Когда я еще училась в школе-интернате № 1, педагог по скрипке говорила мне: «Вероника, тебе работать в школе с детьми!» Я не верила: «Да ну, у меня терпения не хватит». А она сказала : «Вот увидишь!» И действительно, я работаю с детьми уже 21 год.

Музыкальное училище им. Палантая я окончила по специальности «теория музыки», после него год работала в детской музыкальной школе поселка Азаново. После декретного отпуска год работала в 6-й музыкальной школе, а потом меня позвали в родную школу-интернат. Правда, здесь все педагоги с высшим музыкальным образованием, и я, продолжая работать, окончила Казанскую консерваторию по специальности «музыковедение». Мне повезло с преподавателями и в школе, и в училище, и в консерватории. Жизнь, как мозаика ведь, складывается из удачных знакомств, встреч. Если она дает тебе хороших преподавателей, на которых можно равняться, то это счастье.

— Какие предметы вы ведете? Как помогаете детям раскрыть свои возможности, даже если что-то не получается?

-Я веду музыкальную литературу, сольфеджио, музыкальную грамоту у танцоров, слушание музыки у малышей, общее фортепиано и марийскую музыку. Уроки дают возможность не только детям получить знания, но и мне, как преподавателю, раскрыться. Когда работаешь индивидуально или с группой, включаешь все свои качества и навыки: и артистизм, и где-то умение расположить к себе детей, и создание такой ситуации, когда преподаватель не знает чего-то, а ученик знает. И вот тогда дети раскрываются и с радостью делятся знаниями! И еще нужно уметь не только в рамках урока беседовать с детьми. Иногда дети приходят просто поговорить об их жизни, о каких-то тревогах и заботах.

С моим подшефным классом мы участвуем в различных мероприятиях, проводим концерты, на которых у каждого ребенка есть возможность проявить себя с наилучшей стороны. Если мы знаем, что его более сильная сторона актерская, то даем ему какой-то стих. И уж там ребенок раскрывается полностью, чувствует себя как рыба в воде. А если кому-то больше по душе выйти на сцену с инструментом, то, конечно, мы даем ему эту возможность. В более старших классах дети сами выбирают себе деятельность, близкую им по духу. Я всегда призываю своих учеников активно участвовать в культурной жизни школы. Дети на подобные предложения тут же откликаются.

— Преподавательскую деятельность вы совмещаете с должностью ответственного секретаря в Союзе композиторов республики. Что это за работа?

— Работа очень интересная, творческая. Не только сидишь за бумагами, но и встречаешься с интересными людьми- художниками, писателями, композиторами, музыкантами и другими деятелями культуры. Союз композиторов тесно связан с нашей школой: мы с моими учениками ходим на все мероприятия, посвященные композиторам Марий Эл, а они, в свою очередь, пишут для нашей школы произведения, организовывают концерты. Очень удачное и плодотворное сотрудничество.

— Расскажите о своей подготовке к конкурсу «Учитель года — 2013». Что вам дала победа в нем?

— Условия конкурса были размещены в Интернете на сайте. Недели за две я собрала нужные документы. Провела открытый урок, на который приехали 40 преподавателей из музыкальных школ республики. И это был не просто урок, а урок-концерт! Я и рассказывала, и играла на инструменте, и вела беседы с учениками. Вообще, у нас всегда любой урок может быть открытым — хоть для родителей, хоть для воспитателей, хоть для других преподавателей. На таких уроках мы перенимаем опыт коллег, учимся у них чему-то. Каждый такой урок для меня как экзамен: требует тщательной подготовки, выдержки и терпения. А победа в конкурсе конечно же придает больше сил, уверенности.

— Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы не упустить и развить талант ребенка?

— Многие родители пытаются чуть ли не силой привести своих детей в учебное заведение с тем или иным уклоном лишь потому, что видят в ребенке физика, певца, музыканта и т. д. А мне кажется, что с детства надо дать ребенку возможность попробовать все, что он хочет, пощупать что ли, поучаствовать во всем, а потом уже, наверное, природа выведет. Нужно понаблюдать за своим ребенком, что он делает в первую очередь: читает книжки, рисует, плетет из бисера, а может, поет или танцует? Если родители не будут настаивать на выборе и принуждать, а дадут ребенку свободу выбора, тогда ребенок обязательно найдет себя в чем-то, проявит себя на 100 процентов.

Но тем, кто уже твердо выбрал музыку, я всегда говорю: если не заниматься музыкой каждый день, то как можно стать музыкантом? Не обязательно проводить сутки с инструментом, а нужно хотя бы слушать, размышлять. Если вы не будете этого делать, то как музыкант вы можете не состояться.

— Какая для вас высшая награда как для педагога?

-Отвечу примером. Однажды на уроке мы слушали «Аве Мария» при свечах. Мальчишки сидели, как водится, хулиганистые. И вдруг один мальчик заплакал. А другой, который сидел рядом, говорит мне: «Поставьте еще, я тоже хочу поплакать». Когда у детей так раскрываются чувства на уроках, это дорогого стоит. Затронуть душу ребенка — это высшая награда, я считаю.

УЧИТЕЛЯ И КОЛЛЕГИ

О секретах успеха Вероники Георгиевны, бывшей ученицы школы-интерната, рассказывают ее педагоги учебного заведения.

Елена Рюриковна Зайкова, преподаватель теоретических дисциплин:

— Будучи моей ученицей, Вероника занималась очень старательно, всегда внимательно слушала, ничего не упускала из виду. Она ответственный, искренний и добрый человек, поэтому дети ее очень любят. Она удивительно организованный человек, всегда верна своему слову.

Елизавета Ивановна Васютина, преподаватель по классу «Марийские гусли»:

Вероника всегда была у нас, как солнышко: сияющая, светлая. Всегда исполнительная. Она быстро адаптировалась, придя работать в школу, где когда-то училась, стала очень требовательным и внимательным педагогом. Много занимается с учениками дополнительно. Она очень работоспособная, не все так могут работать, как она. Вероника часто выезжает в районы республики и за ее пределы, пропагандирует творчество композиторов Марий Эл, организует их творческие встречи. Она по праву завоевала звание «Преподаватель года».