– В последнее время стала замечать за дочерью проявления зависти: «У Кати куртка красивее, хочу такую; Маше купили новый телефон; Ксюша получила первое место, а должна была я». После этого начинает злиться (на себя, на нас). Ребенка не балуем, но покупаем все, что необходимо. Психолог Центра социально-психологической помощи населению г. Йошкар-Олы Светлана Генриховна ЛЕВЕНШТЕЙН


В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТОГО ОНА МОЖЕТ СТАТЬ ИЛИ ВЫЖИГАЮЩИМ ДУШУ СТРАДАНИЕМ, ИЛИ СТИМУЛОМ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

– В последнее время стала замечать за дочерью проявления зависти: «У Кати куртка красивее, хочу такую; Маше купили новый телефон; Ксюша получила первое место, а должна была я». После этого начинает злиться (на себя, на нас). Ребенка не балуем, но покупаем все, что необходимо.

Психолог Центра социально-психологической помощи населению г. Йошкар-Олы Светлана Генриховна ЛЕВЕНШТЕЙН:

– Зависть – серьезный человеческий порок, христианская церковь не случайно относит зависть к смертным грехам. Это чувство, смесь агрессии и печали, в той или иной мере знакомо всем. Все идет из детства, и формирование зависти тоже происходит оттуда.

Сначала это зависть к материальным вещам, в подростковом возрасте – к внешности, социальному положению родителей и т. д. Иногда к зависти приводит сравнение ребенка с другими: «Посмотри, какой Вова хороший мальчик, а ты…» Ребенок начинает думать, что самые близкие люди, мама и папа, любят его не так сильно, как хотелось бы. Недостаток внимания и чрезмерно критическое отношение к собственному ребенку способны убедить его, что он хуже других. А это первый шаг к деформации формирующейся психики. Дети часто завидуют тем, у кого лучше игрушки, одежда, и такое сравнение не в их пользу может вызвать у них агрессию в отношении того, кому завидуют, или в отношении родителей, которые не обеспечили им желаемое.

Дети, которые окружены вниманием и заботой, как правило, легко переключают свое внимание на другой объект, им не надо самоутверждаться за чужой счет. Иногда дети (как, впрочем, и взрослые) демонстративно не общаются с тем, кому завидуют. Чтобы избежать формирования зависти, не нужно сравнивать недостатки своего ребенка с достоинствами его сверстников, лучше сравнивать с ним самим: «Сегодня ты справился с заданием уже лучше, чем вчера». Уважайте собственность ребенка, даже самую, на ваш взгляд, незначительную. Если не можете ему чего-то купить, предоставьте альтернативу: это купить не можем, а вот это купим, или постарайтесь объяснить причину отказа в покупке, не унижая ребенка. Можно снизить значимость важной для ребенка вещи: не очень-то это нам и надо, как в басне «Лиса и виноград».

Часто дети слушают разговоры родителей, которые обсуждают своих знакомых: у кого лучше машина, кто лучше одевается. Все это тоже дает пример детям. Учите своего ребенка радоваться чужим успехам, ведь зависть может стать как выжигающим душу страданием, так и стимулом к самосовершенствованию.

от admin