Здравствуй, мой конфликт

Этот спектакль родился из эскиза, представленного режиссером Алексеем Ямаевым еще в мае прошлого года на творческой лаборатории «Новое время. Новые театральные формы». Что ж, действительно, новое время и новые формы. Драматург и сценарист Александр Молчанов представляет поколение так называемой новой драмы


В АКАДЕМИЧЕСКОМ РУССКОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ ИМ. Г. КОНСТАНТИНОВА ПРОШЛА ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «УБИЙЦА» ПО ПЬЕСЕ АЛЕКСАНДРА МОЛЧАНОВА

Этот спектакль родился из эскиза, представленного режиссером Алексеем Ямаевым еще в мае прошлого года на творческой лаборатории «Новое время. Новые театральные формы».

Что ж, действительно, новое время и новые формы. Драматург и сценарист Александр Молчанов представляет поколение так называемой новой драмы — тех, кто не пишет комедий, потому что в жизни все как-то не смешно, и пытается отойти от привычной классической драматургии. Вот и эта пьеса может показаться странной, ведь она практически вся построена на монологах.

«Мне понравилась форма, я раньше не работал с таким материалом, — рассказывает режиссер спектакля Алексей Ямаев. — Здесь много внутренних монологов, речь идет от третьего лица. Мне стало любопытно, как это можно поставить, чтобы и зрителям было интересно».

Спектакль камерный и играется в непосредственной близости от зрителей, которых разместили на сцене. И это правильно, ведь герои не столько разговаривают между собой, сколько думают вслух. Казалось бы, это невероятно скучно, когда кто-то на протяжении примерно двух часов рассказывает о том, что думает и чувствует. Но нет, на самом деле это завораживает, будто получил доступ в закрытый внутренний мир, куда обычно вход воспрещен.

В то же время в этом вся сложность спектакля и существования актеров в сценическом пространстве. Им не помогают декорации — спектакль минималистичный, здесь их просто нет, абсолютная условность во всем. Только четыре стула, которые представляют собой и комнату в студенческой общаге, и автобус, и автомобиль, и баню. Даже реквизита нет, кроме перочинного ножика да двух смешных шапок с помпонами. Денег тоже нет, а ведь на них завязан весь сюжет: главный герой Андрей (Ярослав Ефремов) проиграл в карты 12 тысяч, и теперь ему нужно убить другого должника, чтобы вернуть долг. Да, собственно, и зачем они? Не на них режиссер ставит акцент. А вот перочинный ножик, воткнутый в пол в самом начале спектакля, уже дает понять, о чем пойдет речь.

И в «этой теме с убийством», как говорит главный герой, где-то маячит тень Раскольникова. Ведь не зря в первом монологе Андрей спрашивает, почему с Богом нельзя как с равным: мол, ну, согрешил, дай прочитать сто раз «Отче наш», и какие проблемы — все ж свои. Но все-таки это тень, потому что в итоге размышляет герой не о праве на убийство, он пугается поначалу такого расклада, ищет лазейку у матери, у того же Бога. А потом… потом он уже готов пойти на грех, и хотя все складывается хорошо и убивать никого не приходится (Бог, случай, судьба?), он понимает, что все равно согрешил — в душе.

Несмотря на малахольный и эгоистичный характер героя, ему все же сочувствуешь, его жаль, и он вызывает симпатию. Запутавшийся, потерявшийся 19-летний студент — еще совсем мальчишка, робеющий перед девушкой Оксаной (Наталья Ложкина), боящийся посмотреть на нее, когда она голая в бане, еще не умеющий принимать решения, ищущий помощи у Бога, что тот сейчас все устроит как надо, и верящий, что все в этой жизни не случайно. А главное — все не зря и смысл есть. Да, определенно, этот герой и бесит, и нравится одновременно. Молодой актер Ярослав Ефремов с этой ролью справился великолепно. Заметно, что он строил образ, думал над ним. Кстати, песню «Здравствуй, мой конфликт» рэп-группы Dom!No, которая начинает спектакль, он же и предложил режиссеру. Стопроцентное попадание.

«Мне понравилась эта история, и мне понравился этот герой при всех его качествах, — говорит режиссер. — Меня зацепило, что это думающий человек, не такой простой, как может показаться. Мне кажется, этот спектакль будет интересен не только молодым людям, но и взрослым, потому что взрослые не все видят и не все знают о своих детях. Между мной и родителями тоже когда-то существовала стена, ведь им много чего не расскажешь, а в голове при этом так много вопросов».

Материалы подготовила Ирина СУВОРОВА