В сборнике очерков о столице Марий Эл «Навсегда у меня в сердце ты…», выпущенной к 430-летию Йошкар-Олы, в разделе «Почетные граждане» мы встречаем имя Прасковьи Ивановны Ласточкиной. Да, это легендарная марийская вышивальщица, не узнать  работы которой просто невозможно. Ее узоры пленяли и пленяют до сих пор тысячи людей, а изделия с неповторимыми орнаментами приобретали не только за пределами республики, но и страны. Несмотря на то, что знаменитой искусницы с нами рядом уже нет, ее ученицы продолжают дело вышивальщицы.

В этом году, 20 февраля, исполняется 100 лет со дня рождения мастерицы фабрики «Труженица» и почетного гражданина. Кстати, звание «Почетный гражданин города Йошкар-Олы» присвоили 17 апреля 1968 года.

«Ветеран труда Ласточкина за свою жизнь выполнила много оригинальных и ответственных работ для московского научно-исследовательского института художественной промышленности, Московской осенней ярмарки и магазина «Русский сувенир», – пишет Ольга Фецина в книге «Неувядающие орнаменты».

Ее работы хранятся и в Музее города Йошкар-Олы. Музей бережно хранит и подаренную ей небольшую коллекцию женской национальной одежды начала прошлого столетия.

Вышивала с детства

Национальная вышивка для искусницы,  родившейся в деревне Шуда-Сола Кужмарского сельсовета Ронгинского, ныне Советского, района, стало делом всей жизни. Ее работы видели посетители 12 международных выставок. Изделия с ее узорами экспонировались в Париже, Нью-Йорке, Монреале, Лейпциге, Брюсселе, Мехико, Улан-Баторе и многих других. Ее вышивка стала визитной карточкой марийской столицы.

Этому ремеслу Прасковья Ивановна обучилась, будучи совсем юной. В своей книге «Неувядающие орнаменты» Ольга Фецина пишет, что по обычаю  народа мари девушка должна готовить сама себе приданое, поэтому девочек учили искусству вышивания матери и сестры. Лучшая вышивальщица считалась и лучшей невестой в деревне. Не нарушая традиций, мать Прасковьи Ивановны постепенно стала передавать свое мастерство дочери. Вышивка Прасковье давалась не сразу, надо было приложить немало усилий, чтобы стежок ровно лег, не говоря уж об узелках, которых вообще не должно быть. В народе умения вышивальщиц показывала именно изнаночная сторона изделия, а не лицевая. Если изнанка получалась идеальная, без узелков и излишних протяжек, то это считалось лучшим показателем мастерства. Первые узоры у девчурки не получались. Поначалу кроме волнения идеально вышитые материны рубахи у Прасковьи не вызывали. Но желание научиться вышиванию и усердие помогли обуздать неподдающиеся стежки. С увлечением она наблюдала за старательными руками матери. Занятие вышивкой оказалось настолько увлекательным, что она быстро втянулась.

И так сложилось, что народный промысел стал делом всей ее жизни, с ее именем связано и сохранение национальной вышивки. Мастерство Ласточкиной впоследствии высоко было оценено, ее наградили Орденом «Знак Почета», юбилейной медалью В.И. Ленина, несколькими грамотами Президиума Верховного Совета МАССР. Прасковье Ивановне присвоено и звание «Мастер Золотые руки» за создание уникальных вещей. Имеет звание и «Заслуженный работник бытового обслуживания МАССР».

Пешком во взрослую жизнь

Окончив семилетку, Прасковья решила поступать в Йошкар-Олинскую профтехшколу. Осуществлять мечту девушка отправилась пешком в марийскую столицу. Поступила, отучилась. Получив профессию, как молодой специалист отправилась в свой родной Ронгинский район работать в промартель «Трудовик» инструктором по вышивке.

Правда о любимой работе Прасковье пришлось забыть, когда началась Великая Отечественная война. Вместо работы на пяльцах с иглой теперь девушка управлялась на животноводческой ферме. Заметив активную и умелую заведующую фермой, райком партии направил Прасковью Ивановну на курсы, после окончания которых она работала инструктором райкома комсомола. К вышивке вернулась уже после войны, живя с детьми и мужем-офицером на Дальнем Востоке. Там женщина вновь окунулась в создание знакомых с детства марийских узоров. Вернуться на родину Прасковье суждено было уже в 50-годы. По приезду в Йошкар-Олу она устроилась на фабрику «Труженица» и полностью посвятила себя вышивке. Фабрика в то время объединила кустарей-одиночек и представляла собой швейно-вышивальную артель промкооперации. Здесь трудилось не одно поколение талантливых людей – художников, конструкторов, вышивальщиц, внесших значительный вклад в обогащение марийской народной орнаментики новыми элементами и композиционными и колористическими вариантами. Работа вышивальщиц славилась не только по всей стране, но и за границей. Трудилась Прасковья Ласточкина в цехе, который занимался национальной вышивкой. Именно в нем, открытом при создании артели, более трех десятков лет вышивала марийские орнаменты Прасковья Ивановна. Как самой искусной мастерице ей доверяли сложные и ответственные работы.

Выставка в Брюсселе

А вот в 1957 году вышивальщицам фабрики очень посчастливилось, они стали готовить изделия для Всемирной выставки, которая проходила в Брюсселе. Работа предстояла ответственная. Что представить, какой узор выбрать? Эти вопросы не давали покоя мастерицам. Как пишет Руфина Беляйкина в очерке «Играют узоры» о вышивальщице артели «Труженица» Прасковье Ласточкиной, мастерица предложила взять за основу вышивку деревенских женщин. Для этого  она съездила в родную деревню и собрала там мешок народных нарядов. По мотивам собранных узоров мастерицы выполнили уникальные орнаменты, что и высоко оценили на Брюссельской выставке. Сама же Прасковья вышила праздничную скатерть: на нежно-кремовом шелке расположились дорожки красочных узоров, в которые были удачно вписаны все марийские швы: и крест, и косая стежка, и счетная гладь. В путеводителе о музее трудовой славы «Труженица» говорится о воспоминаниях мастерицы: Ласточкина «работала тогда день и ночь, так как радостно было создавать подлинное произведение искусства, зная, что оно будет полпредом марийского края за рубежом».

Сотни учениц

Своему мастерству вышивания Прасковья Ласточкина многих женщин обучила, они успешно работали на предприятиях города и республики. И как тогда говорили мастера,  порой было сложно отличить вышивку самой искусницы от копий ее учениц.

Сейчас вышиванием увлекаются многие женщины. Это становится модным занятием, поскольку вышивкой можно украсить любую вещь, сделать ее неповторимой и привлекательной. Именно это и поняла много лет назад легендарная марийская вышивальщица, оставившая после себя множество изделий с неповторимыми узорами и, конечно, добрую память.

Фото Музея истории города Йошкар-Олы.

Ранее сайт газеты “Йошкар-Олы” сообщал, что мамы и дети из Йошкар-Олы смогут продемонстрировать национальные костюмы на международном фотоконкурсе, в Марий Эл с 21 февраля 2022 года можно будет получить QR-код при наличии антител к COVID-19. Кроме того, в Марий Эл на 18% вырос спрос на ученых.