ПРОФЕССИИ

Керамист Полина Метелькова из Йошкар-Олы рассказала о тонкостях своей работы

Йошкаролинка Полина Метелькова – профессиональный художник и керамист.
Ее работы яркие, жизнерадостные, теплые и очень милые. В них сочетаются европейские и исконно русские сказочные мотивы. Талантливая девушка не раз участвовала в выставках по всей стране, у нас в Марий Эл в 2017 году она стала лауреатом Государственной молодежной премии имени Олыка Ипая. Сейчас продолжает заниматься керамикой, а также проводит авторские мастер-классы для детей и взрослых. Каким был путь Полины к керамике, как она нашла себя, вы узнаете, прочитав интервью с ней для нашей газеты.

– Полина, расскажите, как и почему Вы начали рисовать? Когда решили, что будете заниматься именно керамикой?

– С детства очень любила лепить. Почему-то мне нравилось создавать животных, а именно собачек разных пород. А еще мой дедушка был художником. Я наблюдала за ним, интересовалась, что он делает, как рисует, что пишет. Думаю, он поспособствовал пробуждению интереса у меня к рисованию. Он всегда меня подбадривал, замечал, если я что-то делала. Потом решила поступать в художественную школу, и он одобрил мой выбор, вместе с ним сходили, записались на экзамены. Благодаря его поддержке, начала рисовать и потом захотела учиться в художественной школе. Керамикой стала серьезно заниматься, когда поступила в Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени Штиглица. Выбрала направление художественной керамики и стекла. Потому что, как мне тогда казалось, я могла выдержать успешно вступительные экзамены именно по этому направлению. Вуз очень престижный, конкурс был большой, немножко боялась, что не поступлю, поэтому, узнав, какие экзамены предстоит сдавать, выбрала керамику. И поступила в академию, очень была счастлива, что именно вот в этой легендарной академии, «Мухе», как ее раньше называли, я буду учиться. Уже после первого семестра поняла, что сделала правильный выбор. Учиться было очень интересно. Решила, что после учебы обязательно продолжу заниматься керамикой. Ведь в ней скрыто такое многообразие форм, оттенков, это совершенно особенный мир, в котором есть много возможностей для творчества. В нем вся красота и великолепие изобразительного искусства. Печь и обжиг вносят свои корректировки: рассчитываешь на один результат, а в итоге получается другой. В академии каждый год мы изучали какую-то новую технику. Например, один год был посвящен гончарному делу, затем мы занимались изучением фарфора. Третий год там был посвящен подглазурной росписи.

– Что стало Вашим первым изделием из керамики? Какие воспоминания связаны с ним?

– На самом деле, когда учились, мы многое освоили и создали немало разноплановых работ. С некоторыми из них я уже тогда участвовала в выставках. Потом у меня была большая дипломная работа, представляющая собой серию керамических пластов. Я лепила их, покрывала глазурью, расписывала. Разные серии моей дипломной работы периодически участвовали в выставках, состоялись даже персональные. После окончания академии вернулась в Йошкар-Олу и здесь начала заниматься творчеством, которое менялось в зависимости от жизни, от настроения, восприятия мира. Например, создала серию арт-объектов, похожих на вазы. Называлась она «Озера Марий Эл». Во время работы над этой серией я вдохновлялась прекрасной природой нашего края. А потом сотворила еще одну серию пластов про сына Мишу, потому что родился сыночек, который стал источником моего вдохновения.

– Расскажите, как Вы организовываете работу: как придумываете очередной проект, готовите материалы, одним словом, из чего непосредственно складывается творческий процесс?

– Чтобы, например, расписать фарфоровую тарелку, не обязательно ее лепить. Могу
купить белую тарелку в магазине и расписать ее. Люблю рисовать на фарфоровых тарелках свои сюжеты, допустим, потешки или рождественские мотивы. А также могу слепить из глины какие-то объемные предметы или пласты. Идеи приходят сами собой, вдохновляюсь тем, что меня окружает. Став мамой, много времени провожу с ребенком и, естественно, какие-то Мишины поступки, слова, ситуации зарисовываю в блокнот для будущих своих работ. Однажды мне предложили выполнить керамические пласты для одной девушки, используя моменты из ее жизни. Изучила ее фото в соцсетях, переработала, нарисовала эскизы, потом сделала из глины пласты, а после обжига покрыла их глазурью и расписала. В итоге получилось очень оригинально, и эта серия творческих работ отправилась в Москву.

– В чем сложность работы керамиста?

– Сложность и одновременно успех заключается в том, что керамика очень пластична и разнообразна, из всего этого разнообразия выбираю, какая именно техника подходит для конкретной работы. Процесс изготовления непростой. Керамике присущи долгие технологические процессы. Сначала нужно подготовить глину, чтобы она была нужной консистенции, не сухая и не слишком жидкая. Потом следует обжечь эту глину, а обжиг обычно длится около 8 часов, а еще до этого ее нужно высушить, сырую глину в обжиг ставить нельзя. Нужно знать все нюансы, все тонкости, касающиеся этих технологических моментов. После обжига можно дальше продолжать декорировать: покрывать глазурью, а можно расписать потом по глазури. Затем поставить изделие во второй обжиг. Иногда нужно расписать в третий раз, это уже будет надглазурная роспись. Чтобы все успеть и не переживать, лучше работу сделать заранее. Бывают ситуации, когда приходится несколько раз переделывать, потому что во время обжига работа может треснуть. Вот в этом сложность и непредсказуемость.

– О чем Вы мечтаете в творческом плане, чего хотелось бы достичь?

– Хочется сейчас побольше делать именно творческих работ, воплощать свои задумки, которые рождаются у меня в голове или находятся пока в зарисовках. Конечно, мечтаю больше участвовать в интересных выставках и конкурсах в разных городах. Буду развиваться и продолжать заниматься любимым делом.

Ранее сайт «Й» публиковал также большое интервью с моделью Татьяной Козуто и писал о том, что рукодельницы из Марий Эл шьют наряды для кукол. Кроме того, мы писали, что певица Ида из Йошкар-Олы выпустила уже две свои песни. 

Фото из личного архива Полины Метельковой.