Художник, парикмахер, стилист Ирина Яровицкая из Йошкар-Олы виртуозно владеет как ножницами, так и кисточками. Каждая прическа и созданный ею образ — настоящее творчество и импровизация. Есть у этого мастера какое–то особое чутье, интуиция, как сделать человека еще прекраснее. Она просто берет в руки ножницы и расческу — и вы меняетесь на глазах… То, что Ирина еще и автор множества картин, безусловно, накладывает отпечаток на парикмахерское искусство, которому она посвятила себя 20 лет назад. В беседе с мастером становится понятно, что между трудом парикмахера и изобразительным искусством немало общего. Клиенты приходят к ней не только за красивой прической, но и за эстетическим удовольствием: все стены ее парикмахерского кабинета украшены работами, которые написала она сама.

РИСОВАТЬ – КАК ДЫШАТЬ

Страсть к рисованию проявилась у Ирины с самого детства. До трех лет девочка жила в детском доме, а в три года будущую художницу удочерили, и всем в семье практически сразу стала заметна ее тяга к творчеству. Малышка рисовала везде: на стенах, на заборе, на асфальте, на обоях… Бабушка ругала юный талант, а мама говорила: «Нехай малюе!» (детство и юность Ирины прошли на Украине). Мама всячески поддерживала творческие проявления дочки и развивала: покупала художественные принадлежности даже в те времена, когда они были в дефиците. Девочке не нужны были ни сладости, ни игрушки, дайте лучше кисти и краски! Ирина рисует, сколько себя помнит. Для нее рисовать – это так же естественно, как дышать.

Я рисовала всегда и везде, – вспоминает художница. – В школе собирала остатки мела, рисовала на асфальте. Дома на стене углем – сначала аккуратно за дверью, чтобы никто не видел, а потом пошла дальше, все стены изрисовала. Когда я вышла замуж и уехала из Харькова, мама начала делать дома ремонт и говорила, что жалко закрашивать мои детские рисунки, у меня там была не комната, а целый музей. И до сих пор, если мои руки не заняты делом, творчеством, я некомфортно себя чувствую.

Она рисовала в школе, ходила в студию рисования, занималась в ИЗО-студии, детской художественной школе. Параллельно активно занималась спортом: плавание, легкая атлетика, бальные танцы… В спорте тоже делала успехи, но мама настояла, чтобы Ира пошла в искусство – освоила профессию художника. Поэтому после 8 класса она решила поступить в художественное училище, но не хватило полбалла – подвел русский язык. В старших классах школьница уже точно знала, что будет художником. Целенаправленно занималась с репетитором, чтобы осуществить свою мечту. Окончив школу, она поступила в Харьковский художественно-промышленный институт, где проучилась 5 лет.

ИЗ ХУДОЖНИКОВ – В ПАРИКМАХЕРЫ

Мне 16 лет и я студентка. И эти 5 лет института – просто сказка. Хорошо, но мало. Я бы училась там еще лет 10. Всю свою жизнь я занимаюсь творчеством, все это со мной идет рядом, это неотъемлемая часть моей жизни, – делится Ирина.

Затем начинающая художница вышла замуж и отправилась в Йошкар-Олу. Здесь случайно попала на телевидение, проработала целых 10 лет. Там она освоила технику аэрографии (воздухописания), с помощью воздушной кисти она рисовала декорации для телепередач. На ТВ Ирину окружали близкие по духу творческие люди, там ее научили подавать себя, одеваться, краситься. Она по сей день с любовью вспоминает те годы, во сне ходит по коридорам телецентра. И признается, что, если бы сейчас ее позвали туда работать, она бы без раздумий согласилась. Уходить оттуда она не хотела, но попала под сокращение.

В 35 лет я осталась без работы. Бывшие коллеги сказали мне: «Ирка, ты со своими руками не пропадешь!» Я встала на биржу, там были разные курсы: секретари, печники, электрики, парикмахеры. Так как я и раньше иногда стригла, решила пойти отучиться на парикмахера. А что? Работы нет, а дома сидеть я не могу. Отучилась и начала работать. Но между делом продолжала рисовать и сдавать работы в Союз художников. Так я нашла себя еще в одном творческом деле. Оказалось, что оно еще и востребовано, ведь волосы всегда растут, – рассказывает мастер.

ВДОХНОВЕНИЕ – ВЕЗДЕ

И вот уже более 20 лет Ирина – парикмахер-стилист. Все остальное – параллельно. Рисует картины на заказ, недавно заинтересовалась эпоксидной смолой – мастерит различные предметы для дома. Важной составляющей творческого человека является, как известно, наличие вдохновения. По мнению Ирины, вдохновение не ищут, его ловят. Чтобы работа получилась, очень важно творить по вдохновению. Художница сравнивает его с тестом, оно вызревает-вызревает, а потом раз – и готово! И рисует она всегда на позитиве, на подъеме, на волне, чтобы работы получались энергетически наполненные теплом и душой. Те, у кого дома висят работы Ирины, отмечают, что даже от черно-белых картин идет положительная яркая энергия. Идеи для творчества она черпает из повседневной жизни, из поездок, из общения с людьми. На отдых в палатке и в путешествие она всегда берет с собой свои инструменты – карандаши, кисти, краски, маркеры. Чтобы не упустить миг, когда «попрет» вдохновение.

Дочь Ирины вся в маму – талантливый художник. А как же иначе, ведь малышка росла в творческой среде, с рождения в ее руках вместо погремушек – карандаши. Девушка выучилась на архитектора, но пока ищет себя. По словам мамы, дочка на все руки мастерица: она и художник, и архитектор, и фотограф, и продавец, а также няня, аниматор, бармен, администратор, повар в одном лице. Ирина поддерживает свое чадо во всех начинаниях и стремлениях, помогает и направляет.

ЦВЕТ, ОБЪЕМ И ФОРМА

Пройдя такой творческий жизненный путь, Ирина считает, что при подготовке парикмахеров необходимо преподавать хотя бы начальные азы рисунка и живописи – цвет, форма и объем.

– Я думаю, что сейчас выпускают не мастеров, а ремесленников, – сетует Ирина. – Взять расческу и щелкнуть – это моторика и механика. А если человек рисует, то он сразу видит и цвет, и форму. Это уже совсем другой подход к делу – творческий, а не просто стрижка по схеме, по шаблону. Когда человек садится ко мне в кресло, я сразу вижу, какая прическа и какой стиль ему подойдет. Иногда напираю, настаиваю, чтобы изменить его внешность к лучшему. И когда он соглашается, то это просто бомба! Особенно, если изменения кардинальные. Я всегда говорю, что я не газонокосильщик, я – художник.

Парикмахер, по мнению Ирины, должен быть художником. Академизм, конечно, важен, но важно и включать фантазию.

Ирина признается, что сейчас она нашла себя сразу в двух профессиях, и обе они любимые и востребованные, что очень мотивирует и вдохновляет. Ведь это просто счастье, когда есть возможность творить и получать удовольствие.

Напомним, ранее сайт “Й” писал о том, что художник-педагог из Йошкар-Олы Людмила Слагаева-Яровикова рассказала о том, как научить ребенка не просто рисовать, но и видеть.

Фото из личного архива Ирины Яровицкой.