Некоторые исследователи, анализируя ситуацию, произошедшую на перевале Дятлова, сравнивают ее со случаем на бригантине «Мария Целеста». Автор газеты «Йошкар-Ола» Татьяна Момзякова узнала, что общего у этих трагедий.

Загадочное событие произошло в Атлантическом океане в 1872 году. Тогда было обнаружено пустое судно без единого человека на борту. Куда все делись, до сих пор неизвестно. Тайны перевала Дятлова и «Марии Целесты» – одного масштаба. Обе, что называется, застарелые. Обросли многочисленными версиями, число которых примерно одинаково – приближается к сотне. А какие из них единственно верные, неизвестно.

Две трагедии, случившиеся с разницей почти в 90 лет, развивались словно бы по одному сценарию. По словам знатоков, обе истории напоминают детективные сериалы: то и дело возникают вроде бы вполне здравые версии, но каждый раз находятся факторы и противоречия, которые их опровергают. Только это далеко не все, что связывает две, казалось бы, совершенно разные трагедии.

Общая загадка

5 ноября 1872 года бригантина «Мария Целеста» (MaryCeleste) вышла из Нью-Йорка в Геную с грузом спирта – 1701 бочка. На борту, помимо капитана Бенджамина Бриггса, находились 7 членов экипажа, жена Бриггса и их дочь София (2 годика). Итого, 10 человек, включая двух особ женского пола. Совпадение… И в группе Дятлова тоже были две девушки. Как и палатку дятловцев, бригантину заметили спустя почти месяц. Увидели в 400 милях от Гибралтара с брига «Дея Грация». Им командовал капитан Дэвид Морхауз. На «Марии Целесте», которая шла навстречу бригу, никого не было – ни живых, ни мертвых, рассказывает сайт «КП».

Вот тут и возникает главная общая загадка, которая роднит две истории самым мистическим образом и служит неиссякаемым источником для появления многочисленных гипотез и версий. А именно: что вынудило людей в одном случае покинуть палатку, а в другом – парусник?

Непреодолимая сила

Дятловцы оставили палатку спешно. И, что называется, вдруг. Но дружно. И без паники. Уходили организованно плотной группой. О чем свидетельствуют строки из официального документа – «Постановления о прекращении уголовного дела». Ниже палатки, на протяжении до 500 метров, на снегу сохранились следы людей, идущих от палатки в долину и в лес. Следы хорошо сохранились, и их насчитывалось 8 – 9 пар. Дорожки следов располагались близко одна к другой, сходились и вновь расходились недалеко одна от другой… В итоге, прекращая уголовное дело, следователи записали: «…причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии».

Нечто – видимо, столь же непреодолимое – заставило покинуть и «Марию Целесту». Тоже внезапно, поспешно и дружно. Похоже, что все зачем-то сели в шлюпку, которая имелась на борту, и какое-то время следовали на ней за парусником – к его корме был привязан канат, который использовался для крепления снастей. Но шлюпка исчезла. Равно, как и люди, которые, возможно, были в ней.

Странности

Конечно, в обоих трагедиях полно необъяснимого. Например, осмотр следов туристов, покидавших палатку, показал, что «некоторые из них почти босой ногой оставлены (например, в одном х/б носке), другие имели типичное отображение валенка, ноги, обутой в мягкий носок…» Несколько туристов устроили настил на опушке леса, набросали лапника, развели костер, наломали для него веток. А потом зачем-то пошли к палатке. По пути замерзли. Но не все погибли от холода. Некоторые ребята были с серьезными травмами. Повреждения были «причинены воздействием большой силы», – отметили эксперты. Но вопрос, что это была за сила, так и остался без ответа.

«Мария Целеста» почти не имела повреждений. Разве что створки носового люка были сорваны с петель и валялись на палубе. Крышки остальных люков – тех, что вели в трюм, были просто открыты. Кормовая надстройка, в которой находилась каюта капитана, была накрыта брезентом, а ее окна заколочены досками. В капитанской каюте лежали нетронутыми шкатулка с драгоценностями и пачка денег. Жена капитана – перед тем как покинуть парусник – строчила. На столе стояла швейная машинка с чем-то недошитым. На машинке – масленка. Она бы упала на пол, если бы «Мария Целеста» попала в шторм. По полу были разбросаны лишь игрушки капитанской дочки.

Люди оставили на судне все съестные припасы и личные вещи. Матросы даже не взяли свои курительные трубки. Они лежали в кубрике. Однако секстант – прибор, необходимый для определения координат, и хронометр найдены не были. Корабельный компас оказался поврежденным – будто бы его пытались безуспешно выломать из места крепления. Что подкрепляет версию о том, что люди спешно переместились на шлюпку. Но зачем?

Их похитили морские чудовища?

Прокуратура не нашла ничего криминального в трагедии на перевале Дятлова. Наиболее вероятной причиной гибели дятловцев ведомство считает «снежную доску». Однако, как мы помним, за 60 лет набралось около ста версий произошедшего. Включая и самые экзотические. Тут и воздействие психотронного оружия, и нейтронной бомбы, и взорвавшейся ракеты, и инфразвука. Авторы некоторых гипотез винят в смертоубийствах «снежных людей» и пришельцев из космоса.

Предположения о том, что и трагедия «Марии Целесты» не обошлась без инопланетян-похитителей или инфразвука, внушающего панический ужас, тоже имеются. «Снежных людей» сюда не приплетают, понимая, что в океане они не водятся. Но возлагают вину на их «коллег» – русалок, гигантских осьминогов, кальмаров и морских змеев. Авторы некоторых гипотез всерьез уверяют, что людей с «Марии Целесты» похитили какие-нибудь морские чудища.

Следствие по делу об исчезновении людей с бригантины шло более трех месяцев. Его вела специальная комиссия Британского Адмиралтейства при содействии Скотленд-Ярда. Судно в это время находилось на британской территории – в Гибралтаре, куда его привели матросы с «Деи Грации». Тайну следователи не разгадали – сдались. Как и их «коллеги» из будущего, которые спустя почти 90 лет пытались разобраться в причинах трагедии на перевале Дятлова. Но какой-либо криминал британцы тоже исключили.

Что-то пошло не так?

В итоге, «Марию Целесту» возвратили владельцу, бочки со спиртом доставили адресату в Геную, а Дэвид Морхауз – капитан «Деи Грации» – получил вознаграждение за спасение бригантины и ее груза. Ему выдали 1700 фунтов стерлингов – большие по тем временам деньги. Что потом – через много лет – стало основанием для появления версии о мошенничестве. Мол, два капитана, которые были хорошо знакомы – а это правда, инсценировали «трагедию», максимально ее запутав странными подробностями. На самом же деле они заранее замыслили, что «Деи Грация» якобы случайно наткнется на опустевшую «Марию Целесту» и «спасет» ее. Люди пересели в шлюпку, рассчитывая добраться до Азорских островов, до которых было около 6 миль, чтобы там отсидеться. Но что-то пошло не так – шлюпка затонула.

Никакой аналогии с трагедией на перевале Дятлова тут вроде бы нет – студенты-туристы ничего не инсценировали, погибли реально. А вот некие хитроумные убийцы, которые, возможно, и погубили дятловцев, вполне были способны дополнить место происшествия загадочными подробностями.

Как бы то ни было, вряд ли тайну «Марии Целесты» когда-нибудь удастся разгадать. А вот на перевал Дятлова надежда остается, ведь до сих пор живы поисковики, родственники погибших, в архивах хранятся пока не известные исследователям документы, которые, возможно, когда-нибудь приоткроют завесу самой загадочной истории XX века.

Фото из открытых источников.

Ранее газета «Йошкар-Ола» выяснила, что среди погибших на перевале туристов была девушка из Марий Эл, рассказала о том, кто из участников похода сумел выжитьбыла ли гибель группы Дятлова инсценировкой, и изучила аналогичный случай пропажи пятерых мужчин в американском округе Юба.

 

Напомним, сайт газеты «Йошкар-Ола» продолжает публикацию материалов, поступивших на конкурс «Мой Бессмертный полк». Наши читатели рассказывали, что Иван Гуськов прожил остаток жизни с осколком в ноге, которым был ранен во время освобождения Прибалтикикомандир роты автоматчиков Иван Коломников прошел всю войну и вернулся домой только через год после Победы, а Иван Тимаков во время войны в одиночку прямой наводкой уничтожил 4 пулеметных точки фашистов и до взвода живой силы.

Сайт «Й» сообщал, Глава Марий Эл Александр Евстифеев попросил Президента РФ принять его отставку и Президент РФ Владимир Путин назначил врио Главы РМЭ Юрия Зайцева. «Й» уже рассказывал, как отнеслись к этому решению Главы государства политики.

Ранее сайт газеты «Й» сообщал, что в Марий Эл произошли первые отставки, в Йошкар-Оле ремонтируют автодорогу на проспекте Гагарина, а 23-29 мая в состоится международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул»Жительница марийской столицы прошла в строю «Бессмертного полка» в Кисловодске, 11 мая перечислили выплаты на первого ребенка, а также наградили победителей и участников конкурса «Мой бессмертный полк».

Подписывайтесь, читайте и смотрите новости газеты «Йошкар-Ола» там, где вам удобно: